Акция Петра Павленского «Горящая дверь ФСБ»

Ночью художник-акционист Петр Павленский поджег вход в главное здание ФСБ.»Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. ФСБ действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек», так Павленский объяснил смысл этой акции.

В Москве правоохранительные органы задержали эпатажного художника-членовредителя Петра Павленского за попытку поджечь центральный вход в здание Федеральной службы безопасности (ФСБ) на Лубянке.

 

Как сообщила «Медиазоне» жена Павленского Оксана Шалыгина, поджог был художественной акцией. Художник приехал на место действия с канистрой бензина, облил дверь подъезда и поджег ее. Попыток скрыться с места перформанса он не предпринимал.

 

После задержания Павленский был доставлен в ОВД «Мещанское». Он обвиняется в мелком хулиганстве по статье 20.1 КоАП.

 

Как сообщает телеканал «Дождь», помимо художника, в районе Лубянки были задержаны журналист «Дождя» Владимир Роменский и журналист-фрилансер Нигина Бероева. По словам журналиста Сергея Пономарева, Роменский и Бероева были «приглашены в качестве свидетелей» в ОВД. На акции они присутствовали в качестве корреспондентов, уточнил собеседник «Дождя».

 

Позже адвокат Ольга Чавдар из ассоциации «Агора» сообщила «Медиазоне», что пока Петр Павленский остается в ОМВД России по району Мещанский, куда его привезли из УФСБ, где он находился до 5 утра и от него требовали ответа на вопрос: «Хотел ли он смерти кому-либо?» «В настоящее время материалы проверки находятся в Мещанской прокуратуре, решение не принято», — поведала юрист.

 

Между тем художник объяснил смысл акции: по его словам, смысл состоит в том, что страх превращает свободных людей в слипшуюся массу и угроза нависает над каждым. Он отмечает, что все люди находятся в пределах досягаемости для устройств наблюдения и прослушивания. Также Павленский заявил, что военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли.

 

О том, каковы мотивы поступка Павленского и какие последствия ожидают его, беседуем с известным адвокатом и нашим экспертом Матвеем Цзеном…

 

Цзен-Матвей-512x320

 

— Матвей Николаевич! Как вы оцениваете поступок Павленского? Что это: хулиганство или очередной перформанс «художника»?

 

— Я думаю, что одно другому не мешает. Возможно, с точки зрения искусства – это перформанс, а с точки зрения уголовного права – уголовное преступление. Здесь возможны две квалификации: либо хулиганство, либо умышленное уничтожение имущества путем поджога. Это часть вторая статьи 167.

 

— Павленский не первый раз эпатирует… Но, не кажется ли вам, что в этот раз он перешел черту? Поджечь здание ФСБ это уже не шутки…

 

— Трудно сказать. Такой вопрос было бы логичнее задать сотрудникам ФСБ. Конечно, в определенном смысле, это провокация. И спецслужбы не должны, вроде бы, на нее поддаваться. Я надеюсь, что они поступят каким-то разумным образом.

 

— А вот как квалифицировать действия журналистов: «Дождя» Владимира Роменского и журналиста-фрилансера Нигина Бероева, которые были «приглашены в качестве свидетелей» и снимали происходящее на камеру?

 

— Я не вижу никакого состава или правонарушения в их действиях. Мне кажется, в данном случае они выполняли свой профессиональный долг, профессиональные обязанности… Их пригласили на художественный перформанс, они и приехали…

 

— Тогда чем они отличаются от тех, кто, став очевидцем ДТП, тут же снимает происходящее на видео (ради минуты славы), вместо того, чтобы оказать помощь пострадавшим?

 

— Это немного разные случаи. Здесь же не было пострадавших – просто горела дверь. Хотя, есть статья в УК РФ об «оставлении в опасности», но она крайне редко применяется. Она, что называется, не работающая.

 

— Хорошо. А если бы эти действия не пресекла охрана здания, и это привело к крупному пожару…

 

— Было бы странно, если к горящему зданию ФСБ некому было подбежать… Понятно, что в течение нескольких секунд это действие будет остановлено.

 

Не заставила себя ждать и реакция «коллег» Павленского по так называемому перформансу. Так, на своей страничке в facebook участница скандальной группы «Пусси Райт» Надежда Толоконникова восхищается поступком Павленского.

 

«Горящая дверь Лубянки – это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек», — пишет Надя Толокно в своем сообщении.

 

По ее словам, «страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел» и «угроза неизбежной расправы нависает над каждым».

 

«Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться», — резюмирует Толокно.

 

— Матвей Николаевич! «Пусси Райт», Павленский, Энтео… Можно ли их ставить в один ряд?

 

— Думаю, до определенной степени можно. Однако «Пусси Райт», в отличие от Павленского, все-таки мешали другим людям. Кроме того, они выражали совершенно четкую политическую позицию и даже требования. А Павленский, при всей спорности его творчества, а может даже и наличии психического расстройства – тут я не специалист, Павленский все-таки никому не мешал и никого не оскорблял.

 

Павленский голый себя закутывает в колючую проволоку, себе зашивает рот, свои яйца прибивает к брусчатке. Сгоревшую дверь, которая принадлежит государству, можно заменить безо всяких проблем.

 

— Так эти «художники» соревнуются между собой по крутости.. И пиромания, наверняка, не предел… К чему может привести подобное действо?

 

— Мне кажется, переходным моментом здесь является не добровольное привлечение к акции других людей, как это было с «Пусси Райт». Ворвавшись в церковь, они привлекли людей к своей провокации. У Павленского это присутствует в минимальном объеме. Люди просто стали свидетелями этой акции. Но сам он никуда не врывается. В этом разница.

 

— Подождите… А если в следующий раз Павленский перебросит через кремлевскую стену бутылку с зажигательной смесью… Или это не художественно?

 

— (смеется) Во-первых, он не перебросит. Во-вторых, это может любой человек сделать. Я не вижу в Павленском большой опасности.

 

— Вы славитесь у нас как эксперт, прогнозы которого сбываются… Какова перспектива данного дела?

 

— Спасибо, конечно, за комплимент… Что касается дела, я не могу уверенно сказать, как оно будет развиваться. Скорее всего, будет уголовное разбирательство. Квалифицировать будут, скорее, как хулиганство, а не уничтожение имущества. Целью акции было не нанесение имущественного вреда, а нарушение общественного порядка. Думаю, что Павленский может получить срок, в том числе и реальный, но не очень большой… Вряд ли с ним будут расправляться особенно жестоко.

 

— Может быть поставлен вопрос о какой-то психиатрической экспертизе Павленского?

 

— Конечно, разговор может об этом вестись. И, скорее всего, она будет проведена, но не могу сказать результаты. Насколько известно, в отношении Павленского уже было возбуждено уголовное дело… По крайней мере тогда он не был признан невменяемым. Поэтому если его состояние как-то резко ухудшилось, то тогда да.

 

Я спокойно эту акцию воспринимаю, в отличие от консервативной части нашего общества. Я не вижу особой разницы между дверью ФСБ и дверью в опорный пункт полиции. В современной России ФСБ не является какой-то репрессивной машиной. Это довольно бюрократическая структура, которая делает почти тоже самое, что и полиция, только под другим названием.

 

Внутренней политикой занимается администрация президента, а политическими репрессиями, по большей части ЦПЭ (центр противодействия экстремизму – прим. ред.), который находится в составе МВД.

 

Единственная статья, которую можно отнести к политически репрессивным – 282-я. Но она находится в ведении Следственного Комитета. Правда, работают по ней иногда следователи ФСБ. Но они не используют ее в политических целях. Я не могу даже припомнить пример. Как правило, это призывы к противоправным действиям.

 

Например, я недавно защищал человека, который на митинге призывал слушателей взять автоматы и идти штурмовать Кремль. В случае с Павленским же никакой политики нет.

 

— Озаглавим статью «Павленский поджег не те двери» (смеемся) Шучу, конечно…

 

— Думаю, что Павленский выбрал двери ФСБ, как наследницы КГБ и ВЧК. Не более того. Но это странно. Поджигать двери приемной ФСБ. В нее как раз заходят люди, которые приходят за помощью, с жалобами на сотрудников правоохранительных органов, либо на самих сотрудников ФСБ. Я сам не раз туда заходил. Там сидит дежурный сотрудник, он тебя сочувственно выслушивает, регистрирует жалобу и отдает ее в работу.

 

Напомним, Павел Павленский ранее был привлечен к суду за акцию «Свобода», прошедшую в 2014 году. Тогда активисты построили баррикады и подожгли покрышки на Малом Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге, а Павленский стучал по металлу, воспроизводя «звук, характерный для Майдана». На заседании 15 июля художник дал обет молчания и отказался отвечать на любые вопросы.

 

Павленский проводил и другие неоднозначные акции. В 2012 году он зашил себе рот и встал у Казанского собора с плакатом «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (мф.21:12-13)». В мае 2013-го Павленский, сняв с себя всю одежду, обмотавшись колючей проволокой, лег у здания Законодательного собрания Петербурга. Акция «Туша» символизировала «существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида».

 

Широкий общественный резонанс получила еще одна «художественная акция» Павленского — когда он прибил свою мошонку к каменной брусчатке на Красной площади. Сначала по факту было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», однако затем оно было закрыто за отсутствием состава преступления. В октябре прошлого года художник отрезал себе часть уха, сидя в обнаженном виде на заборе института психиатрии имени Сербского.
Вячеслав Бочкарёв

http://jpgazeta.ru/matvey-tszen-ya-ne-vizhu-v-pavlenskom-bolshoy-opasnosti/