Ил-76 тяжелый военно-транспортный самолёт
В середине 1960-х гг. на вооружении военно-транспортной авиации (ВТА) находился только один самолет — Ан-12 и проходил испытания Ан-22 «Антей». Требовалась машина, вдвое превосходящая Ан-12 по грузоподъемности и дальности полета. Работы по созданию ВТС начались на конкурсной основе, между двумя ОКБ — O.K. Антонова и С.В. Ильюшина.
Киевское КБ предлагало глубокую модернизацию своего Ан-12, а КБ С.В. Ильюшина выступило с новым проектом будущего тяжелого военно-транспортного самолёта Ил-76. По итогам конкурса предпочтение отдали проекту Ил-76, к разработке которого коллектив ОКБ приступил в 1967 г.
Военно-транспортный самолёт Ил-76 — видео
Выбору схемы самолета предшествовал тщательный анализ особенностей отечественных и зарубежных транспортных самолетов. К осени 1969 г. был построен полномасштабный макет самолета. Председателем макетной комиссии был командующий ВТА Г. Пакилев. Был заслушан доклад и осмотрен макет. Самолет не вызвал восторга у комиссии, более того, Ил-76 показался неуклюжим, громоздким, он будто давил и оставлял ощущение неповоротливости, но время подтвердило правоту создателей. При проектировании самолета одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка.
Для снижения сопротивления фюзеляжа было принято решение выполнить нижний обвод хвостовой части фюзеляжа скругленным в сечениях. Поперечное сечение грузовой кабины было выбрано шириной 3,45 м и высотой 3,4 м со срезанными верхними углами, длиной 20 м без учета рампы. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения. Погрузка осуществляется через задний люк, закрывающийся рампой и тремя створками. Рампа может занимать несколько положений, благодаря чему возможна погрузка с кузова автомобиля, а полностью опущенная — для заезда колесной и гусеничной техники.
Создание наклонного грузового люка, обеспечивающего возможность сброса тяжелых крупногабаритных грузов на платформах методом парашютного срыва. Кабина экипажа разделена на верхнюю, в которой размещается основной экипаж, и нижнюю, в которой размещается штурман с комплексом оборудования. Крыло самолета с мощной механизацией обеспечивает хорошие летные и взлетно-посадочные характеристики. Для повышения проходимости Ил-76 оснащен многоколесным шасси: на носовой и каждой из четырех основных стоек имеется по четыре колеса. Тележки шасси расположены не вдоль, а поперек, что улучшает использование его на грунтовых аэродромах.
Первый полет опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г. с центрального аэродрома Москвы, с экипажем во главе с летчиком-испытателем Э.И. Кузнецовым. В мае 1971 г. самолет впервые демонстрировался на авиационном салоне в Париже. Серийный выпуск самолетов начался на Ташкентском авиазаводе. На базе Ил-76 созданы различные модификации, а всего было выпущено около 950 машин различных вариантов. В июле 1975 г. самолет установил 25 мировых рекордов, два из которых особенно впечатляют: с грузом в 70 т самолет показал рекордную скорость в 850 км/ч по замкнутому 1000-км маршруту и с грузом в 70 т достиг высоты 11 875 м.
Тактико-технические характеристики Ил-76
Экипаж | 7 |
Число десантников, чел | 126 |
Двигатель | ТРДДх4, Д-ЗОКП-2 |
Тяга, кгс | 12000 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 50,50 / 300,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 46,59 / 14,76 |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 190000 / 96000 |
Полезной нагрузки, кг | 43000 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 825 |
Практический потолок, м | 12000 |
Максимальная дальность, км | 7500 |
Основные модификации Ил-76:
Ил-76МД — транспортный самолет с двигателями Д-30КП 2-й серии;
А-50 — самолет ДРЛО;
А-60 — модификация Ил-76МД для отработки и испытания боевого лазера. Оптическая головка лазера была установлена между крылом и килем и убиралась в фюзеляж через специальный люк, закрываемый створками;
Ил-78 — самолет-заправщик;
Ил-76МФ — транспортный самолет с удлиненным на 6,6 м фюзеляжем и более мощными двигателями ПС-90А.
Фото Ил-76
Источник
Это интересно