Россия демонстрирует военную мощь в богатой нефтью Арктике
Атомный ледокол «Ленин», краса и гордость арктической эпопеи советских лет, бросил якорь на вечной стоянке в местных холодных водах. Реликт холодной войны превращен в музей.
Но почти через три десятка лет после превращения «Ленина» в достопримечательность, Россия под руководством Владимира Путина опять предприняла марш-бросок в Арктику и строит новые атомоходы для проводки судов во льдах. Это является частью усилий Москвы добиться доминирования на Северном полюсе, где ее традиционными конкурентами выступают Канада, США, Норвегия, а с некоторых пор и Китай.
Интервью с официальными лицами и военными аналитиками вкупе с изучением правительственных документов указывают, что Россия предпринимает наиболее масштабное наращивание своего присутствия в Арктике со времен распада СССР в 1991-м. И в некоторых случаях у Москвы здесь даже больше военных возможностей, чем когда-то у Советского Союза.
У этой экспансии — далеко идущие финансовые и геополитические последствия. Арктика, по оценкам, содержит больше запасов углеводородов, чем Саудовская Аравия, так что Москва столбит территорию, демонстрируя военные мускулы.
«История повторяется», — говорит туристам экскурсовод с атомохода Владимир Блинов.
«Тогда (в 1950-х) был разгар холодной войны и США лидировали в некоторых областях. Но мы обошли американцев, построив первый в мире корабль с атомным двигателем («Ленин»). Сегодня — похожая ситуация».
С началом в 2000-м президентства Путина власти вновь обратили взор на заброшенные в 90-х гарнизоны, авиабазы и радарные станции на отдаленных арктических островах. Россия возводит там новые объекты, обеспечивая свои претензии на полмиллиона квадратных километров Арктики.
Официальные массмедиа регулярно публикуют снимки учений, с солдатами в белых маскхалатах и с оружием, несущихся в оленьих упряжках.
Согласно оценкам Геологического управления США, в Арктике сосредоточено нефти и газа на 412 миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте, или около 22 процентов всех неразведанных нефтегазовых запасов планеты.
Низкая цена на черное золото и западные санкции, введенные Западом в ответ на московскую аннексию Крыма означают, что арктические офшорные проекты заморожены. Но Кремль играет вдолгую.
Россия строит три атомных ледокола, включая крупнейший в мире, чтобы пополнить свой флот из примерно 40, включая шесть атомных. Ни у одной другой страны нет атомных ледоколов, обеспечивающих проводку как гражданских, так и военных судов.
Северный флот, базирующийся под Мурманском на Кольском полуострове, тоже получит собственный ледокол — первый по счету — а также два корвета, оснащенных крылатыми ракетами.
«При (лидере СССР Михаиле) Горбачёве и (президенте России Борисе) Ельцине границы страны в Арктике были оголены», — сказал профессор Павел Макаревич, член Русского географического общества.
«Теперь они восстанавливаются».
СЕВМОРПУТЬ
Новый глава Пентагона Джеймс Мэттис обратил внимание на развёртывание РФ в Арктике, ставшее эхом шагов, предпринятых Кремлем в Крыму и калининградском анклаве, выступая в Конгрессе в январе. Он сказал, что «не в наших интересах оставлять какую бы то ни было часть мира» кому-то еще.
Мэттис не ограничился этим, и, по информации сенатора Дэна Сэлливана, в отдельном письменном документе охарактеризовал действия Москвы в Арктике как «агрессивные шаги», пообещав выработать приоритеты американской стратегии.
Это превращается в потенциальную дилемму для президента Дональда Трампа, который хочет наладить отношения с Россией и скорее объединиться с ней в сирийском урегулировании, нежели втягиваться в арктическую гонку вооружений.
Наращивание военного присутствия порождает нервозность повсюду. Около 300 американских морских пехотинцев в январе высадились в Норвегии на полгода. Это стало первой после Второй мировой войны дислокацией здесь иностранных военных.
И поскольку память о российской аннексии в 2014 году украинского полуострова в Черном море еще свежа, НАТО пристально следит за происходящим в Арктике. Шестеро из числа стран-членов альянса провели здесь маневры в 2015 году.
У Советского Союза было больше огневой мощи в Арктике, но он готовился к ядерной войне с США, а не обычной. Здесь располагались аэродромы для оснащенных ядерным оружием бомбардировщиков дальнего радиуса действия, нацеленных на Америку.
Но в эру медленно разворачивающейся битвы за арктические энергоресурсы Россия делает ставку на создание здесь сил быстрого реагирования, оснащенных по-другому и порою более боеспособных.
Министр обороны Сергей Шойгу курирует строительство либо переоснащение шести военных объектов, некоторые из которых должны быть готовы к концу года.
Среди них — база на острове Земля Александры, где смогут разместиться 150 военных, способных пробыть здесь автономно полтора года. По официальным данным, здесь же могут базироваться военные самолеты, такие как фронтовые бомбардировщики Су-34 либо истребители МиГ-31, способные сбивать бомбардировщики дальней авиации.
Крупнейшая арктическая база формируется на острове Котельный. Здесь должны быть размещены средства ПВО и персонал из 250 человек.
Идет ремонт радарных станций советских лет и взлетно-посадочных полос на четырех других арктических островах; в регион доставлены новые ракетные установки класса «земля-воздух» и противокорабельные ракеты.
Кроме того, Россия щедро тратит на оснащение войск для службы в условиях холода.
«Модернизация арктических сил и арктической инфраструктуры идет беспрецедентными темпами, невиданными в советские времена», — сказал Рейтер главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.
По его словам, сформированы две специальные арктические бригады, каких не было в СССР, и есть планы сформировать третью, а также разместить в Арктике береговые дивизии.
Он считает, что российская военная активность в Арктике чревата «гонкой вооружений».
В коммерческом отношении Москва надеется на плюсы от потепления климата как средство увеличить поток торговых судов вдоль арктического побережья. Предполагается, что Северный морской путь, пролегающий из Мурманска до Берингова пролива близ Аляски превратится в мини-Суэцкий канал, сокращающий время доставки грузов из Азии в Европу.
Популярность этого маршрута внутри России растет, однако относительно высокие тарифы на доставку и непредсказуемость ледовой обстановки оставляют иностранные компании равнодушными.
Источник
Это интересно