• Главная
  • Геополитика
  • Конфликты
  • События
  • Щит и Меч
  • Акция
  • Фильмы HD
  • Экспертное мнение
  • Общество
  • Контакты

  • Главная
  • Геополитика
  • Конфликты
  • События
  • Щит и Меч
  • Акция
  • Фильмы HD
  • Экспертное мнение
  • Общество
  • Контакты

Новости > Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики США и СССР, опередившее время

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики США и СССР, опередившее время

В последние годы все больший интерес вызывает гиперзвуковое оружие, способное развивать скорость, многократно превышающую скорость звука. Но первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине XX века, и одним из результатов стали совершенно фантастические машины, которые и сейчас поражают своими возможностями.

Соединенные Штаты, а чуть позже и Советский Союз в 60-х годах прошлого века занимались сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, способными развивать скорость более 3000 километров в час и подниматься выше 20 000 метров. Советское ОКБ Сухого, которым в те годы руководил сам Павел Осипович, разработало уникальный самолет Т-4, а американские конструкторы создали не менее новаторскую машину XB-70 «Валькирия».

Оба самолета были прорывными проектами для своего времени, но оба были быстро свернуты, воплотившись лишь в трех машинах у нас и двух у американцев. Назывались самые разные причины прекращения работ. Американцы апеллируют к появлению у СССР нового истребителя-перехватчика и дороговизне проекта. Советский Союз тоже посчитал дальние ракетоносцы излишне дорогими, хотя выдвигаются и альтернативные причины, вроде аппаратной борьбы и недобросовестной конкуренции между советскими авиационными КБ.

Тем не менее, как ХВ-70, так и Т-4 стали настоящими символами своего времени. Огромные, невероятно быстрые и потрясающе красивые машины, воплотившие в себе все самые современные технологии тех лет, а в чем-то даже опередившие свое время. Для удобства ознакомления с характеристиками обоих самолетов сайт «Слово и Дело» подготовил специальную инфографику:

Вспоминать о былых проектах, конечно, очень интересно, но куда познавательнее будет проследить, насколько эти самолеты связаны с нашим временем. Разобраться в этом журнал «Слово и Дело» попросил генерал-майора, заслуженного военного летчика России, кандидата технических наук Владимира Александровича Попова.


Сегодня мы вспоминаем такие уникальные проекты времен холодной войны, как американский самолет XB-70 «Валькирия» и советский Т-4. Они не просто не пошли в серию, но даже не стали предшественниками более совершенных дальних бомбардировщиков, способных развивать такую головокружительную скорость. Получается, дело не только в дороговизне проектов или интригах в конструкторской среде, но и в том, что данная концепция утратила актуальность?

Скорее нет. Вы правы, что там были и разногласия среди конструкторских бюро, но нужно еще и технологии учитывать. Технология двигателя и планера должны соответствовать, у нас же с двигателями были проблемы. Кроме того, на тот период уже существовали те самолеты и те ударные силы, которые были необходимы. И тратить излишние силы и средства было не целесообразно.

Но перспективные разработки велись, недаром вы вспомнили эти проекты. В перспективе всегда надо смотреть вперед лет на 50, а то и 100, если есть такая возможность. Но по факту работа ведется на 20-30 лет вперед. Поколение самолетов меняется, и необходимо готовить новое.

Советский самолет строился в качестве ракетоносца для борьбы с авианосцами США, американцы же создавали вооруженный свободнопадающими ядерными бомбами самолет. Сейчас наблюдается примерно такая же ситуация. Как более старые В-52, так и новейшие В-2 американцев несут преимущественно бомбовое вооружение, а российские стратегические бомбардировщики на деле — стратегические ракетоносцы. Это говорит о том, что методы и цели использования дальней авиации в наших странах за последние полвека не менялись?

Есть такое, но мы как-то универсальней к этому относимся, есть и то, и то. Неправильно будет говорить, что у нас имеются только ракетоносцы. Но и ракетоносцы всегда могут использоваться в качестве бомбардировщиков. Кроме того, вы говорите, что В-52 — стратегический бомбардировщик, но он может подвешивать систему для пусков крылатых ракет. То есть если конструкторские подходы у нас различные, то идеология близка.

А принципы использования дальней авиации с тех пор не претерпели серьезных изменений, поскольку стратегические цели и задачи остались прежними. Мы в общем две противодействующие системы, как тогда, так и сейчас.

И американский и советский проекты были по настоящему прорывными для своего времени. Их создание потребовало скоординировать труд сотен ученых и конструкторов из самых разных областей. К работе подключились десятки различных предприятий всевозможных направлений. Тогда, в 60-е годы, в самом разгаре была холодная война, были реальные стимулы, возможности и воля к организации таких проектов. Возможно ли нечто подобное сейчас, или мир стал более прагматичным?

Мир стал более спокойным. Мы все-таки понимаем, что цена жизни и цена войны объективно противоположны. Сегодня мы практически уничтожили свое химическое оружие. Буквально недавно Путину докладывали, что работы подходят к концу с опережением графика. Кроме того, мы сейчас располагаем обычными вооружениями, которые по своей силе, по точности удара и эффективности применения могут быть почти приравнены к стратегическому ядерному оружию. И этот момент мы понимаем очень тонко.

Источник


Поделиться статьей

  • shares
  • Facebook
  • Вконтакте
  • ОК
  • Twitter

Комментировать Отменить ответ

Сейчас читают

Загрузка...

Реклама

Акция

Подписывайся

Это интересно

Загрузка...

Мы не несем ответственности за содержание материалов, опубликованных на сайте. Размещенные тексты могут содержать ссылки на другие ресурсы (интернет-сайты, печатные издания) либо являются выражением личной позиции авторов. Связаться с нами можно по адресу: [email protected] При любом цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

Наши партнеры

Creative Commons License
Сайт работает по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License







Copyright © 2015-2016 СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК. Полная версия сайта