Главная » Новости » ОТ ПЛАТОНА ДО МАЙДАНА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА

ОТ ПЛАТОНА ДО МАЙДАНА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА

1

Представление о рациональном, разумном человеке в последнее время всё больше подвергается сомнению. Ведь сложно объяснить с рациональной точки зрения, отчего культурные и неглупые люди мгновенно  заражаются бациллой ненависти или становятся террористами смертниками.  В определенной степени объяснить такие метаморфозы можно, если обратиться к теории и практике политического мифотворчества.

Миф о мифе

Мифы иногда принято считать наивными представлениями об окружающем мире, которые бытуют среди совсем уж отсталых дикарей,  не знающих ни науки, ни развитой религии.

Однако, как утверждают специалисты, мифологическое сознание является постоянным спутником человечества на всех этапах его развития, проявляясь на разных уровнях общественного сознания [1]. Действительно, если вспомнить, что функцией мифа является целостное и непротиворечивое объяснение реальности, то может статься, что современный человек нуждается в мифах даже больше, чем его далекий предок. Ведь современный человек за день может получить больше разнородной информации, чем древний человек получал за год или даже за жизнь. Мозг же наш с тех времен не стал более совершенным, значит, потребность в упорядочивании информационного хаоса, потребность в создании целостной и непротиворечивой картины мира будет лишь возрастать прямо пропорционально потоку информации. Миф, как нельзя лучше, справляется с задачей такого упорядочивания информации.

Мифы помогают не только придавленному грузом избыточной информации обывателю, но и политикам. Как пишут российские исследователи Ситников и Гришин: «…учитывая знание мифов и их свойств, можно подготовить такую форму и содержание сообщений, которые позволят обойти все «фильтры восприятия» избирателей и непосредственно повлиять на их поведение. Одно из главных свойств мифа заключается в том, что нем вообще отсутствует причинно-следственная иерархия. Это размывает и снимает всякие грани между причиной и следствием, желаемым и действительным, реальностью и иллюзией, фактом и вымыслом.

Еще одним важным свойством мифа является то, что его нельзя проверить. Надо отметить также, что в мифе события происходит вне рамок логического и рационального суждения, и при этом все события в мифе значимы и взаимосвязаны. По мнению ряда исследователей, миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нем есть слушатель, но нет автора сообщения. По этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить» [2].

Действительно, политическая сфера жизни общества является благоприятной средой для порождения и жизни специфического рода мифов — мифа политического. Ведь политическая реальность воспринимается массовым сознанием через наличные мифологические образы [3].  Повторяя структуру традиционного мифа, политический миф представляет, согласно определению Кристофера Флада, «идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего и воспринятое социальной группой как верное в основных чертах» [4].

Плоть и кости политического мифа

В структуре политического мифа можно выделить следующие элементы

1.Архетипы — своего рода «скелет» политического мифа. В юнгианской психологии архетипы являются наследуемыми формами, паттернами коллективного бессознательного. Влияние архетипа не осознается полностью и поэтому проецируется вовне и связано с эмоциональной вовлеченностью. Как писал Юнг, «архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их» [5].

2.Мифологемы — определенный канон описания реальности, клише восприятия и, одновременно, продукт этого восприятия. Исследователь коммуникации Почепцов в качестве примера мифологемы приводит культивирование черты всезнания и заботы о каждом в жизнеописании Ленина. Можно сказать, что мифологемы- это «плоть» мифа.

3.Символика, которая связывает воедино события реальности с мифологемами и архетипами.

4.Средства реализации политического мифа, которые изменяют политическое поведение людей в рамках направления, заданного мифом. К этим средствам можно отнести идеологемы. Идеологемы, в отличие от мифологем, не претендуют на целостное описание реальности, идеологемы более конкретны, ситуативны, отвечают потребностям конкретных политиков — например, лозунги предвыборной компании.

Средством реализации политического мифа служит также и политический ритуал. Ритуал позволяет носителям мифа слиться воедино в пространстве (демонстрация, факельные шествия, иные массовые акции) или во времени (празднование идеологически маркированных дат, праздников) [6].

Вполне вероятно, что третьим средством реализации политического мифа в наше время становится Интернет, который позволяет слиться в виртуальном пространстве, не выходя на площадь и не совершая ритуальных действий в определенную дату и время. Достаточно только окрасить свою аватарку в соцсетях в определенный цвет, сделать репост или разместить хэштег.

От Платона до Майдана: политический миф и политики

Мифы являются спутником политики еще со времен Платона.  В трактате «Государство» древнегреческий философ отстаивал необходимость устранения неправильных, вредоносных мифов в идеальном государстве:

«Мы ни в коем случае не поверим и не допустим рассказов, будто Тесей, сын Посейдона, и Пирифой, сын Зевса, пускались в предприимчивые и коварные грабежи, да и вообще, будто кто-либо из сыновей бога или героев дерзал на ужасные, нечестивые дела, которые теперь им ложно приписывают. Мало того: мы заставим поэтов утверждать, что либо эти поступки были совершены другими лицами, либо, если и ими, то, что они не дети богов; рассказывать же вопреки и тому и другому нельзя.  Пусть и не пытаются у нас внушить юношам убеждение, будто боги порождают зло и будто герои ничуть не лучше людей. Как мы говорили и раньше, это нечестиво и неверно — ведь мы уже доказали, что боги не могут порождать зло.

— Несомненно.

—  И даже слушать об этом вредно: всякий станет тогда извинять в себе зло, убежденный, что подобные дела совершают и совершали

те, кто родственны богам,

И те, кто к Зевсу близок; средь Идейских гор

Там жертвенник отца их, Зевса, высится.

Не истощилася в них гениев, их предков, кровь.

А потому нам пора перестать рассказывать эти мифы, чтобы они не породили в наших юношах склонности к пороку»[7].

В современном мире политики продолжают формировать полезные для них мифы и искоренять те, которые им вредят. Американский политолог Гарольд Ласссуэлл в статье «Язык власти» выделял в структуре политической доктрины политическую креденду, которая делает человека лояльным к власти на рациональном уровне, и политическую миранду. Цель миранды, согласно Ласуэллу — «вызвать восхищение и энтузиазм, укрепляющие веру и чувство лояльности индивида к власти».  По Ласуэллу, миранда транслируется в виде символов: «флаги и гимны, церемонии и демонстрации, народные герои и окружающие их легенды — все это примеры, иллюстрирующие важность миранды в политическом процессе». Создание и обслуживание политического мифа, по мнению, американского политолога, является уделом нескольких групп специалистов:

«В любом современном государстве всегда есть специалисты по внедрению, разработке и применению политического мифа. Прерогативой политического философа является доктрина; законодатели трудятся над созданием политических формул; ритуалисты и люди творческих профессий шлифуют миранду. Политики пытаются постепенно применять доктрину и формулы для решения текущих вопросов» [8].

Однако политический миф формируется не только по заказу «сверху», но и является продуктом коллективных надежд народа, прорастая «снизу». Успешным будет такое конструирование мифа, которое поможет встроить нужную конкретному политику мифологему в структуру существующих и формирующихся подчас стихийно народных политических мифов.

Завоевать лояльность людей на эмоциональном уровне особенно важно для властей в смутные времена, в период кризисов и конфликтов, когда человек попадает под власть архетипов. Человека растерянного и испуганного трудно заставить воспринимать рациональные доводы, поэтому неспокойные периоды — это «звездный час» политической миранды, время, когда доктрины и формулы отходят на второй план, уступая место символам и мифологемам, которые затрагивают существующие в сознании любого человека архетипы.

Поэтому неудивительно, что политический миф популярен в нынешней Украине. Украинский автор, доктор политических наук Людмила Смола открытым текстом призывает конструировать украинский политический миф:

«Сейчас Украина де-факто находится в состоянии войны. Эффективно бороться с врагом можно не только танками, но и мифами. Украине необходима своя новая мифология и новые герои. «Майдан», «Небесная Сотня», «волонтеры», «киборги» начали заполнять это смысловое поле. По мере того как будет продолжаться этот процесс, мы будем открывать новые страницы в истории реально независимой Украины. Возможности новых медиа и социальных сетей позволяют любому вложиться в новое мифотворчество»[9].

1Монеты, посвященные Майдану и «Небесной сотне»

Вопрос в том, куда может привести использование такого рода мифологии? На память приходят слова из пьесы немецкого писателя-антифашиста Бертольда Брехта: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»…

Виды политических мифов

Многообразие политических мифов и их роль порождают потребность в их упорядочивании, классификации, однако, пока что трудно говорить о полной классификации политических мифов. В основном, исследователи политической мифологии перечисляют важные с их точки зрения мифы. Например, в монографии А. Цуладзе присутствует разделение господствующих в России мифов на миф о прошлом, настоящем и будущем[10], однако системной классификации нет.

Украинские исследователи Талалай и Солонская выделяют четыре типа политических мифов: коммунистический, демократический, имперский и национального возрождения[11]. Эта классификация кажется неполной и довольно ангажированной, так как во вполне либеральном духе противопоставляет коммунизм и демократию.

Уже упомянутые Ситников и Гришин выделили семь типов архетипических мифов, которые используются в избирательном процессе:

«Миф о заговоре истолковывает негативно воспринимаемые явления как результат тайного действия сил тьмы. Это могут быть «враги народа», агенты тайных спецслужб, сект, заговорщики и т.д. Скрытные действия представителей этих коварных организаций обязательно направлены на завоевание или уничтожение группы, общества, государства, персон. Поскольку заговор творят демонические силы, противостоять им можно, используя любые средства борьбы. Для борьбы с темными силами нужно объединяться.

kuda_vedut2Миф о единстве основан на противопоставлении «друзья» — «враги», «свои» — «чужие», «мы» — «они». Они или, иначе, враги – причина всех наших бедствий и несчастий. «Они» стремятся отобрать наши ценности и потому спасение в единстве и противостоянии «им». Мы должны объединиться и вместе прийти к счастливой жизни.

Миф о золотом веке либо призывает вернуться к истокам светлого прошлого, где царили любовь, равенство, братство, где мир был прост и понятен, либо зовет в светлое будущее, рассматривая предыдущие периоды как «предысторию», существование которой оправдано лишь в той мере, в какой она подготавливала это идеальное будущее. В золотой век нас может привести герой.

Миф о герое-спасителе наделяет конкретные персонажи харизматическими чертами. Герой должен обладать даром пророка, непревзойденным талантом полководца-воителя, высочайшими моральными качествами. Он действует, подает пример, внушает стойкость, преобразуя определенный национальный типаж, образец. Он отличается огромной силой, но эта сила не количественная, а качественная, причем, физическую силу сопровождает сила нравственная. Он обладает такими качествами как спокойствие, стойкость, простота, благодушие, скромность, сдержанность характера, внутренняя свобода. Он воплощает любовь, доброту к людям, внушает даже милосердие к побежденным врагам. Главная задача героя бороться с врагами и преодолевать препятствия.

Миф об отце народов рассказывает нам о справедливом и добром политике (отце), который заботится о своем народе. Он подробно знает о проблемах людей, об их тяжелой доле и готов им помочь. Он борется со своим лживым и продажным окружением ради счастья народа. Он символ сознания, разума, искушенной мысли. Он настоящий стратег.

Миф о справедливом высшем существе основан на том, что Бог все видит и обязательно нам поможет. На небе у нас есть покровители и они не оставят нас в беде. За наши страдания они нас вознаградят.

Миф о героическом прошлом нации, народа говорит о том, что на этой земле жили наши великие предки. Они были особенными людьми, они совершали подвиги, доблестные деяния. Они отличались умом, смекалкой и находчивостью. Мы гордимся ими, они делали все, чтобы будущим поколениям (нам) жилось лучше» [2].

Однако простого перечисления известных и используемых мифов явно недостаточно. Представляется необходимым создание упорядоченной классификации политических мифов. Например,  можно построить следующую классификацию мифов:

1.По отношению ко времени — мифы о прошлом, настоящем и будущем. Чаще всего в отношении прошлого используются два типа мифов- о «золотом веке» — например, о расцвете Российской Империи, ВКЛ, СССР и, напротив, миф о темном прошлом- «отсталая царская Россия», «тоталитарный Советский Союз». Будущее, как правило, рисуется в розовых тонах, но есть и апокалиптические мифы.

2.По отношению к политическим режимам и идеологиям — демократический, авторитатный, тоталитарный, либеральный и другие

3.По отношению к социально-экономическим реалиям — миф об обществе равных стартовых                        возможностей, меритократический миф.

4.По отношению к субъектам политики — миф о народе, миф о политических лидерах. О народе наиболее часты следующие два мифа. Миф народной воли  предполагает, что где-то «в гуще народа» хранится знание о том как необходимо устроить жизнь в государстве. И правитель должен эту народную волю, народный наказ претворять в жизнь.

Миф о деградации народа. Является противоположностью мифа народной воли. Народ представляется скоплением «пролов», безвольных пьяниц, который не может в силу свой деградации жить «как в цивилизованном мире». Отголоски этого мифа можно найти в некоторых либеральных откровениях.

О политическом лидере бытуют обычно как позитивные, так и негативные мифы.

Добрый царь — злые бояре. Наиболее частый миф — миф  о добром царе, которому мешают следовать народной воле разного рода зловредные плохие бояре, окружившие лидера представители олигархата, коррумпированные чиновники и так далее. Трагедия «кровавого воскресенья» в 1905 году — во многом плод этого мифа.

А царь — ненастоящий. Миф о подмене государственного лидера. Довольно популярный миф, связанный с предыдущим. Злые бояре устраняют доброго царя, подменяют его своим ставленником, чтобы добрый царь не мог проводить в жизнь народную волю. Лжедмитрии, истории о подмене Петра III и Александра I, истории о десятках и сотнях двойников лидеров, которые  правят страной, укладываются в канву этого мифа. В крайне гротескной форме этот миф обыгрывается в романе Виктора Пелевина «Generation П»: в романе рассказывается о том, что политиков, включая такие фигуры как генерал Лебедь и президент Ельцин, не существует, а телекартинка с ними получается благодаря работе актеров, чудесам компьютерной техники и ухищрениям рекламщиков. Также в романе рассказывается о том, как при помощи технологий конструируется «идеальный лидер».

2Кадр из фильма «Generation П» по одноименному роману Виктора Пелевина

5. По отношению к другим общностям. Политический миф возникает на основе базового для человека деления на «мы» и «они».  Естественно, что миф конкретной общности (народ, социальная группа и т.д.) будет трактовать отношение этой общности с «иными», «чужаками».  Наиболее популярным является миф об «избранности» — носители мифа считают, что их общность чем-то лучше других общностей, при этом зачастую мифологизируется прошлое, выискиваются, например, «древнеукраинские корни» Иисуса Христа. В кризисные периоды может развиваться  и противоположный миф- миф о неполноценности — «куда нам, лапотным, до  цивилизованного  общества». С мифами о своем превосходстве и неполноценности связаны, соответственно, имперский миф и миф о спасении путем интеграции. Если миф о превосходстве «арийской расы» заставлял немцев идти в завоевательный поход, то миф о собственной неполноценности вызывает к жизни миф о спасении через интеграцию в Евросоюз. Сравнительно новым можно назвать миф о мультикультурализме, который исходит из допущения мирного сосуществования различных, отличающихся друг от друга цивилизаций и культур в рамках одного государственного образования.

Борьба с мифом — «сизифов труд»?

Как говорилось ранее, политический миф по своей структуре похож на традиционный  миф. Есть лишь отличие в том, что политический миф складывается как стихийно, «снизу» — то есть как выражение народных потребностей, чаяний, так и формируется «сверху» — по заказу властей.

Таким образом, политические мифы постоянно формируются, ведь их почва — это присущие каждому человеку набор архетипов и желание властей легитимизировать свое положение в том числе при помощи «миранды»-мифов и символов.

Поскольку мифологизация является постоянным спутником человеческого и политического, миф как явление бессмертен, но вот конкретные политические мифы вполне подвергаются разрушению.

В обществе постоянно идет борьба между конкурирующими мифами. Цель последователей конкретного мифа состоит в том, чтобы сохранить свой миф, преумножить число последователей и разрушить или ограничить влияние конкурирующего мифа. Полное уничтожение мифа не представляется возможным, так как в его структуре есть присущие в человеческом сознании архетипы. Борьба может вестись, как правило, с верхними «этажами» политического мифа — мифологема, символика, ритуалы, идеологемы.

Для достижения этих целей используются разные методы. Наиболее очевидный и часто используемый — это метод лобовой атаки против символики, ритуалов и мифологем конкретного мифа. Эти элементы конкурирующего мифа могут подвергать осмеянию, запрету и так далее. Однако такие методы могут усилить социальную напряженность и еще больше сплотить оппонентов.

Более искусными методами является включение чужого мифа в свой миф в качестве составной части. Применяя этот метод, чужой миф делают «своим». Таким путем распространялись некоторые религии — местные боги включались в пантеон новой религии, а местный культ растворялся в новом синкретическом учении.

Другой метод, метод заимствования состоит в том, что в чужом мифе выявляются наиболее сильные стороны — мифологемы, символы, ритуалы и постепенно присваиваются, делаются частью своего мифа. Таки образом конкурирующий миф теряет свою узнаваемость, уникальность.

Более сложным методом является достраивание, изменение чужого мифа до такой степени, что это замыкает миф в сравнительно узкой среде, в некоем социокультурном «гетто». Тогда носителями конкурентного мифа становятся не широкие массы, а, к примеру, отдельные представители гуманитарной интеллигенции, что, хоть и не уничтожает конкурирующий миф, все же делает его менее опасным.

Но это — меры борьбы с мифами на уровне тех, кто их конструирует и использует. Для  человека простого, находящегося под прицелом мифотворцев, стоит научиться распознавать моменты, когда входящая информация пытается сыграть на его эмоциях, заставить его действовать определенным образом. Понимание того, что кто-то пытается сыграть на струнах архетипов — залог успешного противостояния манипуляциям.

 

Источники:

  1. Филиппова И. Ю. автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11, диссертация на тему: «Мифологизация массового сознания» http://cheloveknauka.com/mifologizatsiya-massovogo-soznaniya
  2. Ситников А.П., Гришин Е.В., «Мифы и их роль в электоральном поведении», Философские науки, №11 (2008) http://www.sitnikov.com/sitnikov/publication/?id=654
  3. Рюмкова О. Г. автореф. канд. дисс. «Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика» http://www.dissercat.com
  4. Флад К. «Политический миф». – М.: ПрогрессТрадиция, 2004, стр. 42
  5. К. Г. Юнг, «Архетип и Символ» http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/carl-gustav-jung-as-17.php
  6. Чаблин А.Б, «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА», Российский Академический Журнал № 1 том 15 январь-март 2011, стр. 30-32.
  7. Платон, «Государство», книга  III http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos03.htm
  8. Язык власти. Гарольд Лассуэлл http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/880
  9. Какие мифы нужны Украине? http://112.ua/mnenie/kakie-mify-nuzhny-ukraine-174193.html

Источник: 4esnok.by

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook

Просмотров:129
comments powered by HyperComments