Дисней: Отравленные сказки Часть 1.
Очередной видеообзор посвящён новой брошюре «Дисней: Отравленные сказки», подготовленной в рамках проекта Научи хорошему. В брошюре содержатся систематизированные выводы о идеях и смыслах, продвигаемых компанией Дисней через свои картины, а также подробно разъясняются методы, используемые для обработки сознания зрителей.
БРЕНД «ДИСНЕЙ»
Компания «The Walt Disney Company» – один из мировых лидеров развлекательной индустрии с преимущественной специализацией на детских развлечениях. Наиболее известна своими полнометражными анимационными фильмами, первый из которых, «Белоснежка и семь гномов», был выпущен в 1937 году.
Справочная информация о компании:
– основана американским мультипликатором и бизнесменом Уолтом Диснеем в 1923 году;
– на сегодняшний день входит в топ-15 самых дорогих брендов мира;
– является владельцем 11-ти тематических парков и двух аквапарков;
– ведёт активную деятельность в 172 странах и представляет 1300 радио и телевизионных каналов, вещающих на 53 языках;
– является владельцем ряда компаний, в числе которых: ABC-International Television, ESPN, Lucasfilm, MARVEL, Pixar, Maker Studios, TouchStone и др.
– выручка в 2014-м фискальном году составила 48,8 млрд. долларов США.
Для России история компании началась в 1933 году на фестивале американских мультфильмов в Москве. Запоминающийся, яркий стиль короткометражных мультфильмов Уолта Диснея произвел большое впечатление на зрителей, среди которых был сам Иосиф Сталин. В результате компания стала эталоном для чиновников, отвечавших за кино в СССР, а летом 1936 года был издан приказ о создании «Союздетмультфильма», организованного как точная копия студии «Дисней». Непосредственным же образом «Дисней» стал занимать значимое место в жизни россиян начиная уже с перестроечного периода в 80-е годы.
Стиль «Диснея» характерен, легко узнаваем и обладает особенным, подкупающим обаянием. Если попытаться сказать максимально кратко и максимально точно о том, как позиционируется диснеевская продукция, то это –профессиональное волшебство. Истории «Диснея» обычно сопряжены с волшебством, чудом, романтикой и любовью, а формат профессионально прорабатывается под широкий масс-маркет: хорошая режиссура, удобная структура повествования, относительная художественная простота, цепляющее музыкальное сопровождение и общая эстетическая притягательность. Очарование и волшебство в содержании + высокое качество исполнения – этот союз вполне можно назвать базовой формулой успеха «Диснея». В результате, истории и герои «Диснея», поддерживаемые поначалу рекламными кампаниями, а после – разным маркетинговым и фанатским перевоспроизводством, практически сходят с экрана в жизнь и начинают существовать в обществе как некие культурные коды, становясь заметными идеалами для целых поколений людей.
С одной стороны, существование такой компании, целенаправленно занимающейся привнесением волшебства в жизнь детей, – большое счастье для общества. Это доступная и простая возможность устремиться к сказке и легко привнести её в жизненные будни. Но с другой – важно понимать, что то колоссальное влияние, которое «Дисней» десятилетиями оказывает на целые поколения людей по всему миру, налагает на компанию очень немалую ответственность.
В основе деятельности компании неоспоримо находится искусство (мультипликация, режиссура и др.), однако по своей сути «Дисней» – серьёзный и высокодоходный бизнес, помимо искусства выстроенный самым непосредственным образом и на идеологии (распространении идей и ценностей). В этом свете важно понимать, что любой информационный бизнес (можно даже говорить: идеологический бизнес) не обязательно равнозначен информационной поддержке людей, не обязательно равнозначен гуманизму, не обязательно равнозначен этике. Информационный (идеологический) бизнес – в первую очередь, синоним коммерции. Когда же речь идёт о коммерциализированной информации, рассчитанной на детей и подростков, нужно быть особо внимательными.
Важно помнить, что информация как явление всегда содержит тот или иной потенциал влияния на человека, а её передача, тем самым, всегда становится актом управления человеком. Информация = управление. Информация же, целенаправленно предназначенная для детей и подростков, поскольку те ещё не умеют с ней работать, критически её осмысливать, а легко принимают всё на веру, должна быть 100% позитивным управлением. Позитивное управление – это максимальная безопасность + максимальная полезность информации для получателя.
Таким образом, стиль подачи, высокое техническое качество исполнения, увлекательность материала – всё то, чем так заметен и известен «Дисней» – важны, но важны вторично. Приоритетно не то, насколько умело информационная империя «Дисней» развлекает детей, а то, чему конкретно учат их истории и куда идейно направляют взрослеющих людей.
Намерение сделать идейный «аудит» продуктов «Диснея» у автора возникло после пересмотра своего любимого детского мультфильма – диснеевской «Покахонтас» – спустя более 15 лет. Пересмотр был вдохновлён регулярно попадавшейся в Интернет информацией об опасности продуктов «Диснея», и была поставлена задача определить поучительную составляющую любимого мультфильма. По памяти, для собственного детского восприятия мультфильм казался переполненным справедливостью, а главная героиня выглядела образцом наивысшей добродетели, притягательным примером для подражания.
При «взрослом» пересмотре внезапно пришло осознание, о чём на самом деле эта история. Костяк диснеевского мультфильма, посвященного почти исчезнувшей на сегодняшний день индейской нации – это, по сути, предательство девушкой-индеанкой своего народа, влюбленность её в англичанина в то время, когда всё её племя было разумно обеспокоено защитой себя от прибывших чужеземцев. При взрослом осмыслении мультфильма всё это было кристально очевидным, что подтвердила и историческая информация о реальной Покахонтас, которая рядом своих действий открыла врагам больший доступ к своей общине, что в конечном счете закончилось массовым геноцидом индейцев англичанами.
Мультфильм «Диснея» описывает трагичный исторический эпизод увлекательно и весело, с акцентами, смещенными так, словно индейцы сами радостно отдают свою судьбу и свои территории англичанам с подачи некой «мудрой» индейской принцессы. Тогда, после осмысления «Покахонтас» и лжи, вложенной в этот мультфильм, и возник закономерный большой интерес к компании «Дисней», тому, насколько регулярно встречается подобное «выворачивание» смыслов в их продукции, и какие цели это преследует.
Был проведён тщательный разбор 8 продуктов «Диснея» (м/ф «Покахонтас» 1995 г., х/ф «Оз: великий и ужасный» 2013 г., м/ф «Холодное сердце» 2013 г., х/ф «Малефисента» 2014 г., м/ф «Самолёты: огонь и вода» 2014 г., м/ф «Город героев» 2014 г., х/ф «Золушка» 2015 г., м/ф «Рапунцель: запутанная история» 2010 г.) и осмысленный просмотр ещё 25 популярных продуктов (мультфильмы: «Белоснежка и семь гномов» 1937 г., «Золушка» 1950 г., «Питер Пэн» 1953 г., «Спящая красавица» 1959 г., «101 далматинец» 1961 г., «Русалочка» 1989 г., «Красавица и чудовище» 1991 г., «Аладдин» 1992 г., «Король Лев» 1994 г., «Геркулес» 1997 г., «Мулан» 1998 г., «Тарзан» 1999 г., «Атлантида: затерянный мир» 2001 г., «Корпорация монстров» 2001 г., «Лило и Стич» 2001 г., «В поисках Немо» 2003 г., «Рататуй» 2007 г., «Валл-И» 2008 г., «Принцесса и лягушка» 2009 г., «Ральф» 2012 г., «Храбрая сердцем» 2012 г., «Феи: тайна зимнего леса» 2012 г., «Головоломка» 2015 г.; фильмы: «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины» 2003 г., «Алиса в стране чудес» 2010 г.) – вместе всего 33 мульт- и кино-ленты.
И абсолютно все эти продукты содержат вредные темы в том или ином количестве. Из 33 известных фильмов и мультфильмов более-менее безопасными, с бОльшими или меньшими оговорками, оказались всего 5 (!) (указано по убыванию, начиная с самого безопасного и полезного: м/ф «101 далматинец» 1961 г., м/ф «Тарзан» 1999 г., х/ф «Золушка» 2015 г., м/ф «В поисках Немо» 2003 г., м/ф «Геркулес» 1997 г.). Остальные же 28 мультфильмов и фильмов были не просто непоучительными или бесполезными, а отчетливо вредными для детского или подросткового сознания. И созданы такими – намеренно, поскольку встречающиеся в них вредные идеи до того выверенно систематичны, что всякая случайность их нахождения в продукции компании исключается.
Далее будет приведено описание найденных повторяющихся вредных тем, которые сознательно внедряются компанией в сознание детей и подростков всего мира.
Дискредитация и обесценивание родительства
Одна из вредных тем, очень активно и заметно продвигаемых «Диснеем», – это дискредитация и обесценивание родительства. Реальное отношение «Диснея» к родителям и детски-родительским отношениям сильно разнится с поверхностным позиционированием компании как «семейно-ориентированной». Посмотрим, как проводится тема родителей в тех 28 продуктах компании из 33-х, где она обозначена как таковая.
Однозначно позитивные образы родителей:
(+) мультфильм «Спящая красавица». 1959
Присутствует позитивный образ родительской пары, правда, практически не участвующей в истории. Также на позициях материнских фигур выступают три феи-крестные: они самоотверженно заботятся о принцессе, пока с той окончательно не снимается проклятье. Благодаря их родительской заботе и достигается счастливый финал.
(+) мультфильм «101 далматинец». 1961
Пара далматинцев-супругов представляют собой очень положительный образ родительской пары. У героев рождается 15 щенков, и в течение истории они становятся ещё более многодетными родителями – спасают от смерти и усыновляют 84 щенка-далматинца. Герои-родители ведут себя заботливо и самоотверженно по отношению ко всем героям-детям.
(+) мультфильм «Геркулес». 1997
У главного героя Геркулеса в истории две пары родителей – земная пара и родные родители – боги Зевс и Гера. Все родители живы от начала до конца истории. Геркулес испытывает подчеркнутое уважение как к своим земным родителям, так и к божественным.
(+) мультфильм «Мулан». 1998
Присутствуют позитивные родительские образы в большом количестве: оба родителя главной героини, бабушка, также духи-предки, которые заботятся о своих потомках и охраняют их благополучие. Тема уважения к родителям предстаёт в качестве завязки истории: главная героиня проявляет инициативу пойти на войну, чтобы избавить от этой обязанности пожилого отца, уже прошедшего одну войну.
(+) мультфильм «Головоломка». 2015
Присутствует позитивный образ родительской пары, заботящейся о своей дочери. От начала до конца истории изображается высокая ценность семьи и заботы членов семьи друг о друге.
Смешанные образы родительства, как с хорошими тенденциями, так и с плохими:
(-/+) мультфильм «Золушка». 1950
Главная героиня, Золушка, – сирота. Отец принца – глупо выглядящий, взбалмошный человек, плохо контролирующий свой гнев. Однако его забота о сыне и его семейной обустроенности очень акцентирована. Отец принца горячо мечтает о внуках и окончании королевского семейного одиночества. О матери принца не упоминается.
(+/-) мультфильм «Питер Пэн». 1953
Матери: присутствует позитивный материнский образ – мать главной героини, однако она находится на экране всего несколько минут в начале и несколько минут в конце. Главная героиня очень любит свою маму и отправляется в страну Нетландию, чтобы стать мамой потерянных мальчиков и заботиться о них. В истории исполняется песня в честь матери, самого близкого и родного человека.
Отцы: присутствует отрицательный отцовский образ. Отец изображается взбалмошным, глупым, его мировоззрение подвергается критике, в том числе и самим сюжетом м/ф: он не верит в существование Питера Пэна, который появляется в жизни его детей и кардинально её меняет.
(-/+) мультфильм «Король лев». 1994
Матери: Образ матери позитивен: мать главного героя Симбы – благородная, ответственная и заботливая львица. Она жива от начала до конца истории.
Отцы: отец Симбы трагично погибает.
В конце истории Симба и его супруга становятся родителями.
(-/+) мультфильм «Тарзан». 1999
Родные родители главного героя погибают в первые 5 минут истории. Мальчика усыновляет горилла. Образ матери-гориллы подаётся очень глубоко и трогательно. Пожалуй, это самый потрясающий и самый яркий материнский образ из всех упоминаемых в данной статье.
Здесь интересно и важно отметить, что на протяжении многих лет у «Диснея» есть великолепные возможности формировать и выпускать на экраны всего мира идентичные потрясающие образы материнства через героев-людей, что компанией никогда не делается. И, конечно, это не является случайностью.
С образом приемного отца-гориллы в «Тарзане» связан конфликт – непринятие им своего человеческого сына – что разрешается только в конце истории. Приемный отец погибает, передавая функции вожака стаи Тарзану.
(-/+) мультфильм «В поисках Немо». 2003
Мать рыбки Немо трагично умирает на 3 минуте истории. Общий посыл истории непозитивен: исправление отца Немо, Марлина, не просто ради сына, но и с его подачи. Мотив отца, зависящего от воли сына – это отсылка к ювенальной юстиции, продвигающей ломку естественной иерархии «родитель-ребёнок». Идеологией ю.ю. действия и воля ребёнка кардинально ставятся НАД родительскими, и ребёнок с его ограниченными ресурсами в осознании, интеллекте и т.д. – получает власть над своим родителем.
Однако в м/ф «В поисках Немо» общую вредную мораль смягчают: 1) то, что Немо тоже приходится очень серьёзно поработать над собой в созданной им опасной ситуации, которая заставляет меняться отца ради него 2) очень убедительное финальное изображение улучшившихся взаимоотношений счастливых, воссоединившихся сына и отца.
(+/-) мультфильм «Принцесса и лягушка». 2009
Родители главной героини, Тианы, – добрые, трудолюбивые люди, любящие друг друга и свою дочь. Первые минуты мультфильма ярко изображают их семейное счастье, а на 6-7 минуте оказывается, что отец Тианы по неизвестной причине уже мертв. Причём сюжетной необходимости в этом ходе не было абсолютно никакой.
Отрицательные образы родительства:
(-) мультфильм «Белоснежка и семь гномов». 1937
Отцов в истории нет. На позиции материнской фигуры – злая королева, которая хочет убить главную героиню из-за зависти к её красоте. Королева погибает.
(-) мультфильм «Русалочка». 1989
Матери: отсутствуют.
Отцы: у принца отца нет. Главная героиня в конфликте со своим отцом, отрицание его воли и запретов приводит к счастью.
(-) мультфильм «Красавица и чудовище». 1991
Матери: матери у главной героини Белль нет. В мультфильме в духе 25-ого кадра подаётся изображение уродливой многодетной матери на контрасте с возвышающейся красавицей-Белль (при этом возле Белль нарисована клетка без прутьев, символизирующая, что главная героиня свободна по сравнению с героиней-матерью). Также для подкрепления антиматеринских идей подтекстом проводится отрицательное отношение Белль к предложению жениха Гастона родить много детей. Героиня вскользь изображена недовольной, когда он описывает свои мечты о многодетной семье.
Отцы: отец Белль изображён добрым, но слабым и жалким человеком, над которым потешаются люди.
(-) мультфильм «Аладдин». 1992
Матери: матерей нет.
Отцы: отец главной героини жалок, смешон и управляем. Героиня достигает успеха через отрицание отцовской воли касательно замужества.
Главный мужской персонаж – сирота.
(-) мультфильм «Покахонтас». 1995
Матери: упоминается, что мать главной героини умерла. Материнскую фигуру заменяет волшебное дерево, скрыто подстрекающее героиню на опасности и предательство.
Отцы: «хеппи-энд» героиней достигается через отрицание воли своего отца.
(-) мультфильм «Атлантида: затерянный мир». 2001
Матери: мать главной героини погибает в первые минуты повествования.
Отцы: героиня отвергает волю своего отца. Он погибает в течение истории.
Главный мужской персонаж – сирота.
(-) мультфильм «Лило и Стич». 2001
Упоминается, что мать и отец главной героини трагически погибли, и её на грани отказа в родительских правах воспитывает старшая сестра. Старшая сестра, будучи материнской фигурой, зависит от своей младшей сестры, поскольку от отзыва той о её опеке зависит, разлучат ли их (ломка естественной иерархии ребёнок-родитель).
(-) фильм «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины». 2003
Матери: отсутствуют и не упоминаются.
Отцы: главная героиня достигает «хеппи-энда» через отрицание отцовской воли касательно замужества.
(-) мультфильм «Рататуй». 2007
Матери: отсутствуют и не упоминаются.
Отцы: Изображается конфронтация между сыном и отцом. Отец главного героя, крысы Реми, не понимает тяги сына к кулинарному делу. Реми достигает успеха через отрицание отцовского мнения. Отец выглядит менее «продвинутым», чем сын, и в итоге подстраивается под мировоззрение сына. Матери у Реми нет.
Главный человеческий герой – Лингвини – сирота.
(-) фильм «Алиса в стране чудес». 2010
Отец главной героини умирает в начале истории. Главная героиня подчёркнуто холодно и неуважительно относится к матери. История проводит мотив отрицания матери – приключение, происходящее с Алисой, подтверждает правильность её решения отказаться от брака, на котором настаивала мать. Отрицание материнской воли проводит счастливый финал для героини.
(-) мультфильм «Рапунцель». 2010
Матери: главный злодейский персонаж, Матушка Готель притворяется матерью главной героини и потому узнаваемо ведёт себя как мать. Образ матери в мультфильме используется как злодейский, а гибель материнской фигуры преподносится как акт справедливости.
Отцы: яркий образ отца отсутствует.
Семейная пара родных родителей главной героини, короля и королевы, используется для проведения идеи в духе ювенальной юстиции о том, что у ребёнка должны быть идеальные условия, идеальные родители, к чему ребёнок сам должен стремиться. Матушка Готель – отринутая ребёнком материнская фигура, плохо исполнявшая свои обязанности с точки зрения ребёнка.
Главный мужской персонаж – сирота.
(-) мультфильм «Храбрая сердцем». 2012
Матери: главная героиня Мерида находится в конфронтации со своей матерью. Мать Мериды обращается в медведя и подвергается смертельным опасностям из-за непослушания дочери. Тем самым история изображает зависимость матери от дочери: не слушается проблемная дочь – а получает проблемы и необходимость исправляться не дочь, а мать. Основная мораль истории для ребёнка – если что-то в твоих отношениях с матерью не так, то она обязана поменяться, поменять решение, подстроиться под тебя. Воля ребёнка ставится НАД волей родителя (=идеология ювенальной юстиции).
Отцы: отец главной героини в целом изображен приятным человеком, мужественным, сильным, с чувством юмора. Однако когда его жена превращается в медведя, ничто не способно вразумить его проснувшийся охотничий азарт, граничащий с одержимостью, в результате чего он близок к тому, чтобы убить собственную жену.
(-) фильм «Оз: великий и ужасный». 2013
Матери: матерей у главных героев нет, не упоминается, что с ними.
Отцы: упоминается, что отцы главных героев умерли. Одна из главных героинь-сестёр убила отца ради власти. Главный герой Оскар Диггс не хочет быть похожим на своего отца, простого труженика-фермера, на чём ставится акцент. Герой добивается своего триумфа в том числе и через это мировоззрение.
(-) мультфильм «Холодное сердце». 2013
Отец и мать главных героинь, сестёр Эльзы и Анны, являются причиной основной сюжетной трагедии – они прячут Эльзу, обладающую разрушительно-созидательной магической силой, под замок, что в конечном счёте приводит к стихийному бедствию, непреднамеренно вызванному девушкой в королевстве. Отец и мать, создав проблему к разрешению, сразу же устраняются сценарием: они умирают в кораблекрушении. Чтобы прийти к счастливому итогу, Эльзе необходимо реализовать волю, которая ровно противоположна воле родителей – освободить свою силу. По сути, т.к. отец и мать Эльзы создают основную проблему сюжета, они являются главными злодеями в истории.
Мультфильм подтекстом проводит идеи отрицания традиционной семьи (смерть родителей Эльзы и Анны, «неистинность» союза Анны и Ганса, Анны и Кристоффа) и продвигает «альтернативные» и гомосексуальные семьи (семья торговца Оакена, община Троллей, пара Эльзы и Анны как аллюзия на однополый союз «истинной любви»).
(-) фильм «Малефисента». 2014
Матери: мать героини-принцессы умирает. Замещающие мать тётушки-феи неспособны позаботиться о своей падчерице. Принцессу «удочеряет» демонический персонаж.
Отцы: отец принцессы – основной злодей в истории. Умирает в бою с демонической приёмной матерью принцессы. При этом принцесса помогает демонической матери победить собственного отца в бою.
Также в фильме подтекстом проводится отрицание традиционной семьи (разрушение пары Малефисенты и Стефана, смерть королевской семьи, неистинность союза Авроры и принца Филиппа) и продвигается позитивность «альтернативных» гомосексуальных семей (союз Малефисенты и Авроры как 2-в-1: аллюзия на усыновление в нетипичную семью + однополый союз «истинной любви»).
(-) мультфильм «Город героев». 2014
Упоминается, что отец и мать главного героя умерли, когда ему было 3 года. Опекунша главного героя не является авторитетной родительской фигурой, она произносит монолог о том, что ничего не понимает в детях и её саму надо воспитывать. Отец одного из персонажей – главный злодей, которого в итоге забирают под арест.
(-) фильм «Золушка». 2015
Матери: мать Золушки драматично умирает в начале повествования. Упоминается, что мать принца умерла.
Отцы: отец Золушки и отец принца умирают в течение повествования.
Принц достигает счастья через отрицание отцовской воли. В счастливом финале молодожены изображаются стоящими перед похоронными портретами родителей.
Резюме
Из 28 продуктов «Диснея», затрагивающих тему родителей:
- 5, поддерживающих родительство (изображение полной семьи, отсутствие смертей родителей, семейная взаимоподдержка, самоотверженность родителей ради детей и детей ради родителей и др.)
- 6 промежуточных, где позитивные тенденции смешиваются с негативными (один родительский образ позитивен, другой – негативен, смерть одного из родителей и др.)
- 17, дискредитирующих и обесценивающих родительство тем или иным способом (изображение и упоминание смертей родителей, изображение достижения героем успеха через отрицание воли матери или отца, ломка естественной иерархии – родители, зависящие от воли детей, родительские фигуры в роли злодеев и др.)
Итого, количество диснеевских продуктов, дискредитирующих родительство, перевешивает семейно-ориентированные продукты более чем в 3 раза. Данное соотношение красноречиво и заставляет задуматься о реальном качестве семейной информационной поддержки от якобы «семейно-ориентированной» компании «Дисней».
Умышленность антиродительской политики компании наиболее всего подтверждает характерный, повторяющийся и крайне вредный мотив конфронтации главного героя с родителем и итоговый успех и счастье героя через отрицание родителя и его воли, что присутствует в 14 продуктах из 27 представленных (отрицание воли отца: «Покахонтас», «Оз: великий и ужасный», «Холодное сердце», х/ф «Золушка», «Атлантида: затерянный мир», «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины», «Аладдин», «Питер Пэн», «Рататуй», «В поисках Немо», «Русалочка»; отрицание воли матери/материнской фигуры: «Рапунцель: запутанная история», «Храбрая сердцем», х/ф «Алиса в стране чудес»).
ПОСЛЕДСТВИЯ ВРЕДНОГО УРОКА
Постоянно воспринимая подобные негативные идейные коды по теме родителей, зритель привыкает, что родительство не является чем-то ценным, важным и авторитетным. Родители внушительного количества диснеевских главных героев: 1. упоминаются умершими 2. умирают 3. отрицаются, и с героем, вырезанным из детско-родительской связи, происходит что-то интересное, значимое, увлекательное, что заканчивается для него триумфом, истинной любовью, богатством и т.д. В итоге систематическое изображение обесцененного родительства и возвышенного, увлекательного сиротства, формирует у зрителя соответствующие взгляды на собственных родителей, себя, как потенциального родителя, и родительство, как явление в целом: без родителей лучше, родители как явление – что-то ненужное, лишнее, нечто, что должно быть умершим/умереть/отрицаться – ровно в соответствии с тем, как это продвигается «Диснеем».
Немаловажно, что через тему обесцененного родительства навязывается идея, что человек не связан ни с кем преемственно. Популяризирование устранённых родителей – это фактически смысловое выбивание из-под ног исторического базиса. Зрителю предлагается осознание, что быть без родителей – это норма. В предшествии истинного, величественного героя – никого и ничего нет. Ни родителей, ни наследуемого опыта, ни традиций, ни прошлого.
Дискредитация родительства и родительско-детских связей – это информационная работа по продвижению атомизированного самосознания человека и ослаблению вертикальных семейных связей: ты сам по себе, никого за тобой, никого после тебя. Антиродительской пропагандой воспитываются люди с мировоззрением самозаявленных сирот, одиночек без предшественников и без потомков. Это этап, подготавливающий дальнейшую манипуляционную работу с общественностью – если человек не несёт какого-либо «мировоззрения традиций», завязанного на уважении прошлого, на несении опыта своих предшественников и передаче его далее, на внимании и заботе по отношению к людям, благодаря которым появился на свет и живёшь, то такому человеку, вырванному из семьи и рода, гораздо легче предложить что-то новое, некое «приключение» без оглядки назад (родители), а также и вперёд (собственные дети).
Превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм)
Следующая вредная тема «Диснея» – изображение радикального превосходства женщины над мужчиной по тем или иным фронтам: превосходство физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное или другое, что выявлено в 2/3 выбранных мультфильмов и фильмов (21 из 33).
- «Красавица и чудовище»: героиня Белль нравственно и интеллектуально возвышается над двумя главными героями-мужчинами, отрицательным Гастоном и положительным заколдованным принцем. Мультфильм выстроен так, что судьба заколдованного принца полностью зависит от Белль – без неё и её благосклонности к нему с него не будет снято проклятье. Ещё даже не узнав и не полюбив Белль, заколдованный принц начинает всячески подчиняться девушке, пытаясь умилостивить её, влюбить в себя и тем самым снять проклятье.
- «Аладдин»: героиня Жасмин – прекрасная и богатая принцесса на выданье, а её возлюбленный Аладдин – бездомный, рыночный вор, подтягиваемый в итоге к высокому социальному статусу через женитьбу на ней.
- «Король Лев»: льва Симбу, потерянного в тропических лесах и мировоззрении «пофиг на всё» (Акуна-матата), на трон приходится возвращать его подруге Нале, которая ещё с детства превосходила его в силе.
- «Покахонтас»: изображено, что главная героиня Покахонтас сильнее, благороднее, умнее, проворнее героя Джона Смита, которого ей приходится учить, спасать и т.д.
- «Геркулес»: героиня Мэг превосходит Геркулеса по интеллектуальной части и по части жизненного опыта. Рядом с Мэг силач Геркулес выглядит наивным юнцом. Когда он хочет помочь девушке выпутаться из неприятности, та «феминистично» заявляет, что она и сама справится со своей проблемой. В данном мультфильме тема женского превосходства существенно смягчена тем, что в итоге Мэг из ожесточенной феминистки трансформируется в любящую и по-настоящему женственную девушку.
- «Мулан» – настоящий феминистический гимн, история про девушку, счастливо нашедшую себя в роли солдата, превзошедшую целые полка мужчин-воинов и практически единолично спасшую страну.
- «Атлантида: затерянный мир»: изображается физическое и социальное превосходство женского персонажа, принцессы Киды, над мужским персонажем, учёным Майло.
- «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины»: героиня Элизабет Суонн – очередной феминистический персонаж, счастливо избавляющийся от корсетов, рюш и балов и находящий себя на поле боя. Социально превосходит своего возлюбленного, Уилла Тёрнера, и социально и нравственно – своего спасителя и друга, пирата Джека Воробья.
- «В поисках Немо»: рыбка Дори явно во многом превосходит отца потерянного Немо – Марлина. Ситуация с поиском пропавшего сына продвигается благодаря её смелости и оптимизму, которых не достает Марлину. Также в одной сцене логичность и рациональность Марлина высмеиваются перед якобы «эффективным» сумасбродством Дори.
- «Рататуй»: превосходство женщины над мужчиной представлено через пару Лингвини, неуверенного и ничего не умеющего юношу, и Коллет Тату, резкую и грубую девушку-повара, которую ставят помогать Лингвини на кухне.
- «Валл-И»: тема представлена через центральную пару роботов – Валл-И и Еву. Ева наделена характерными мужскими качествами + она высокотехнологичная, быстрая, невозмутимая, Валл-И же – полная ей противоположность, маленький, ржавый робот-помоечник, любящий сентиментальные фильмы.
- «Принцесса и лягушка»: центральный персонаж Тиана, здравомыслящая, ответственная девушка с кулинарным талантом и большой мечтой в жизни – открыть собственный ресторан, а её партия – праздный принц-ловелас, без гроша за душой, которого ей приходится учить и выручать из беды. В конце истории принц фактически нанимается на работу к главной героине.
- «Рапунцель: запутанная история»: всячески несовершенный – социально, интеллектуально, нравственно – герой Флинн Райдер постоянно связывается, избивается, используется, а также спасается идеализированным женским персонажем, принцессой Рапунцель. Как и в «Аладдине», Флин – бродяга и вор, подтягивающийся к «хеппи-энду» благодаря девушке-принцессе, на которой он женится.
- х/ф «Алиса в стране чудес»: полноценный феминистический гимн, где героине необходимо отказаться от брака с никчемным женихом и выступить воином, спасающим судьбы.
- «Ральф»: превосходство женщины над мужчиной представлено через пару мастера Феликса-младшего, маленького, щуплого молодого человека, и сержанта Калхун, высокой и невозмутимой женщины-воина.
- «Храбрая сердцем»: за руку и сердце главной героини Мериды борются трое никчемных молодых людей, та превосходит всех в конкурсе по стрельбе из лука и отказывается выбирать себе жениха из них.
- «Феи: тайна зимнего леса»: в мультфильме изображается преимущественно женский мир всего с несколькими мужчинами, находящимися, в основном, «на подхвате». Здесь представлен ещё один ракурс изображаемого женского превосходства – количественный.
- «Оз: великий и ужасный»: главный герой, обманщик и ловелас Оскар Диггс, попадает в противостояние двух сильных, властных, богатых женщин, и они играют им словно пешкой в своей игре.
- «Холодное сердце»: герои-мужчины, Генри и Кристофф, по всем параметрам проигрывают героиням-женщинам, принцессам Анне и Эльзе. Генри – злодей и мерзавец, триумфально отправляемый в финале за борт женским кулаком, а Кристофф – недотёпа, который годами не моется и живёт в лесу с оленем и троллями.
- «Малефисента»: схоже с «Холодным сердцем» – в сюжете два благородных женских персонажа и два мужских, от одного из которых – одно горе, а от второго – никакого толка, и поблизости героинь «держится» только послушный, управляемый слуга – полу-мужчина/полу-животное.
- «Головоломка»: главная героиня Райли занимается подчеркнуто мужским видом спорта – хоккеем. В финале испуганный мальчик сидит на трибуне и пассивно наблюдает за ней.
Тема женщины, которая так или иначе превосходит мужчину – одна из наиболее распространенных в диснеевских историях. Интересно отметить, что в продукции до 90-х годов эта тема не проявлена. Даже в «Русалочке» 1989 г. женское превосходство ещё не обнаруживает себя в полной мере, а вот с «Красавицы и чудовища» 1991 г. специфический феминизм начинает набирать обороты.
Очень важно отметить, что по большей части изображаемое «Диснеем» превосходство женщины над мужчинойне относится к феминизму как утверждению женщиной своих естественных прав – быть услышанной, быть принятой и пр. Это могло быть истинным, если бы подобные продукты были здравого содержания. Это, например, с большими оговорками касается мультфильма «Мулан», на историческом примере рассказывающего, что женщина способна сыграть важную роль в серьезных ситуациях. Что немаловажно, в этом мультфильме наряду с сильной женщиной, Мулан, изображается хотя бы один вполне мужественный и сильный мужчина, генерал Шан.
Но если рассматривать диснеевскую продукцию вкупе, то становится совершенно очевидным – тема женского превосходства «Диснея» столь радикально усугублена, что это «воспитательное» направление выглядит не поддержкой нормальных общечеловеческих прав женщин, а патологичным феминофашизмом. Очевидно, «Дисней» не борется за справедливость в отношении женщин, а продвигает превосходство женщины над мужчиной в фашистском духе (утверждение врождённого и неизменного превосходства одной группы людей над остальными).
При этом, чтобы более эффективно продвигать данную тему, компания наделяет многих своих женских персонажей характерной, ведущей мужской силой (воинственность, стремление к соревнованию, поиск новых «земель», экспансия, готовность рисковать и т.п.), и размещает их на ведущей позиции в тандеме мужчина/женщина, как во многих вышеупомянутых примерах. Тем самым, хоть это и не выражено через женственных героев-мужчин, а касается только омужествлённых женских персонажей, компанией отчасти продвигается дискредитация нормальных гендерных ролей мужчины и женщины.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВРЕДНОГО УРОКА
Вера в ложное превосходство одной группы людей над другой, в данном случае женщин над мужчинами, естественным образом ведёт к ошибочному миропониманию у людей, отчуждению в отношениях, разобщенности и повышенной напряженности в обществе.
Изображение же в качестве некоего стандарта женщины, наделенной мужскими характеристиками, во многом подразумевает отсутствие их у своего естественного обладателя – мужчины, что ведёт к теме перестановки естественных гендерных ролей мужчины и женщины. В массовом виде данное явление ведёт к закономерному ослаблению общества, поскольку люди, выполняющие неестественную для себя роль, – не гармоничны, не поддержаны природой в своей жизни и становятся, по сути, ряжеными актёрами или циркачами. Конечно, существуют и мужественные от природы женщины, и женственные мужчины, но нужно понимать, что это скорее исключение, чем правило. И когда подобная перестановка популяризируется и возводится в целый социальный стандарт, общество не будет способно реализовать себя как мощный союз гармоничных и сильных личностей – мужчин, сильных в своей мужественности, и женщин, сильных в своей женственности, – а станет «драмкружком», который не двинется дальше сценических постановок с переодеванием в другой пол.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ…
Это интересно