Как пояснил изданию источник в штабе флота, экзаменовать в первую очередь будут ракеты, поэтому пока точно не известно, какой именно из ракетоносцев выйдет на стрельбы. Таким образом, подводная лодка для пуска будет выбрана в зависимости «от планов боевой подготовки флота и от технической готовности корабля».

Лодки 955-го проекта типа «Борей» — будущее российского флота, пишет газета. Планируется, что восемь таких субмарин заменят корабли предыдущего поколения — проекта 667 БДРМ типа «Дельфин». Ключевой момент проверки — удостовериться в том, что каждый корабль готов к запуску 16 межконтинентальных ракет с глубины 50 м прямо на ходу при волнении моря 6–7 баллов.

Успешный пуск и поражение цели будут свидетельствовать о том, что в случае ядерной войны ВМФ РФ сможет нанести ответно-встречный ядерный удар по противнику. Главная опасность при подобных пусках — это «поступление забортной воды, заполняющей пустеющие после выхода ракет шахты», поясняет издание.

С советских времён таких испытаний было всего три. Операции носили кодовое название «Бегемот». В августе 1991 года такая стрельба проводилась атомным подводным крейсером 667 БДРМ типа «Дельфин», носящим имя К-407 «Новомосковск», под командованием капитана 2-го ранга Сергея Егорова. Фактически за полторы минуты «Новомосковск» принял в себя 640 т воды. Из-за это подлодка ушла с глубины 50 м на 100 м. Но экипаж сработал должным образом и не дал лодке накрениться на нос или корму, из-за чего пуски последующих ракет были бы невозможны. При этом субмарина не прекращала ход. За проведение испытаний Сергей Егоров был представлен к званию Героя Советского Союза.

Залповый пуск, произведённый АПЛ «Новомосковск», остаётся по настоящее время непревзойдённым мировым военно-техническим рекордом. Максимальный залп, осуществлённый США, был произведён с борта АПЛ «Огайо» четырьмя ракетами «Трайдент-2», поясняет издание.

В 2011 году «Бегемот» отработал новейший крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий». Лодка вышла с полным боекомплектом баллистических ракет «Булава». Но тогда был произведён пуск лишь двух из них. В Минобороны «Известиям» сообщили, что принципиальным было не то, что надо выпустить весь боекомплект, а именно «неизвестность для экипажа, промышленности, какие именно из 16 ракет субмарины получат приказ на боевое применение». Этим залпом была прервана цепочка неудач, связанных с испытаниями новой морской баллистической ракеты. Из 24 пусков только 15 были признаны успешными.

В прошлом году экзамен должен был сдавать «Владимир Мономах». По данным издания, субмарине удалось произвести двухракетный залп из подводного положения. Но одна из ракет самоликвидировалась, вторая достигла полигона Кура, но не «сдала зачёт» по точности. В результате весь оставшийся боекомплект крейсера был отправлен в Воткинск на завод-изготовитель для выяснения причин произошедшего. Как впоследствии выяснила Госкомиссия, причиной неудачи стал производственный брак. К самим кораблям у военнослужащих вопросов не возникло.

«Во время испытаний РСМ-54 «Скиф» было произведено 38 пусков — 32 из них оказались неудачными. Морские стратегические системы очень сложные. Это и миномётный старт из пусковой установки, и включение маршевого двигателя над водой, и ещё целый ряд факторов, влияющих на успех. «Булава» — ракета 5-го поколения. Очень сложная, многофункциональная, унифицированная по основным системам с другими нашими стратегическим комплексами, межвидовая. И нет ничего выходящего за рамки обычного в том, что её испытания идут с определёнными сложностями», — пояснил изданию бывший начальник вооружений Минобороны Анатолий Ситнов.

Источник…