Главная » Новости » Красный след: самые масштабные зарубежные стройки Советского Союза

Красный след: самые масштабные зарубежные стройки Советского Союза

b6bbdb979fd96ffe85df6670ebdbd2b0

Сегодня развитие стран «третьего мира» считается долгом стран из числа «цивилизованных». Строительство масштабных проектов в развивающихся государствах финансируется за счет кредитов МВФ, загоняющих народы в долги на десятилетия вперед, причем проектирование и выбор подрядчиков строго подчинено интересам корпораций. С грабительскими процентами или без, деваться обычно некуда: беднякам выбирать не приходится.

Но так было не всегда. Когда существовал «второй мир» — Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического выбора, — русские строители по сложным кредитным схемам (большая часть долгов через некоторое время списывалась) возводили грандиозные сооружения в самых экзотических уголках планеты.

Многое из построенного навсегда изменило жизнь миллионов людей и до сих пор олицетворяет мощь Советского Союза, образуя своего рода «красный след» в истории беднейших стран мира — в первую очередь, в Азии.

Индонезия

Стадион Гелора Бунг Карно

Огромный стадион построен советскими специалистами на субсидированный кредит в 1960 году. Китай и СССР помогали борьбе Индонезии за независимость, Джакарту посещал Хрущев, позируя у макета будущего стадиона.

На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» — об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.

Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.

Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.

Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.

Сталепромышленный завод Бхилаи

Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи — крупнейший и наиболее прибыльный.

Бокаро Стил Сити

Район Бокаро — один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро — сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.

Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС

Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.

Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н. «озеро Насера» — крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км.

На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…

Тоннель Саланг

Пожалуй, наиболее известным объектом в Афганистане стал тоннель Саланг.

Тоннель Саланг — автодорожный. Построен советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958—1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля — 3,6 километра, ширина проезжей части – 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров.

В 1976 году в тоннеле Саланг провели электрификацию и установили систему вентиляции. После ухода СССР, в годы гражданской войны с талибами, перевал Саланг служил естественной преградой — в 1997 году вход в тоннель был взорван. В 2002 году движение по нему открылось вновь.

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов — пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.

Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.

При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.

Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны — восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.

Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)

Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.

Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).

Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией — отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).

Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.

Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.

Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.

Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.

Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.

Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…

Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки — уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.

Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Источник

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook

Просмотров:426
comments powered by HyperComments