Новый сбор с большегрузов: как это работает и кому выгодно?
С 15 ноября 2015 года на всех федеральных трассах России начала работу система сборов «Платон». Новый «налог» должны платить владельцы автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. По задумке властей, водители большегрузов будут компенсировать вред, нанесённый дорогам и их деньги помогут привести магистрали в нормативное состояние.
«Платон» — это система, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении транспортных средств с разрешённой максимальной массой больше 12 тонн. Программу разработало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», половина акций которого принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну известного российского бизнесмена. Эта компания также будет эксплуатировать и обслуживать «Платон» в ближайшие годы. За свои услуги компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» будет получать порядка 10 млрд.
В Калининградской области всего три автодороги федерального значения общей протяжённостью около 250 километров. Это А229 — Калининград—Черняховск—Нестеров—граница с Литвой, А216 — Гвардейск—Неман—граница с Литвой и всё еще строящаяся А217 (Приморское кольцо) — Калининград—Светлогорск. Исходя из действующих в данный момент тарифов (1,5 рубля за километр), чтобы проехать из областного центра до Советска водитель большегруза заплатит примерно 183 рубля.
Как работает «Платон»?
1. Для подключения к системе нужно зарегистрироваться в клиентском центре, на официальном сайте или в терминале самообслуживания, которых в регионе 16 штук. Они есть на въездах в область, где начинаются федеральные трассы, а также в Калининграде, Багратионовске, Зеленоградске, Мамоново. В базу вносится стандартная информация об автомобиле и его хозяине (перечень документов зависит от категории владельца — физлицо, ИП или юрлицо). После проверки данных грузовик становится участником системы.
2. Существует два способа расчёта платы: бортовое устройство и маршрутная карта: Бортовое устройство — подразумевает установку специального аппарата, который с помощью системы ГЛОНАСС/GPS отслеживает передвижения по федеральным трассам. Исходя из полученных данных, он рассчитывает размер платы. Аппарат предоставляется перевозчикам бесплатно. В Калининграде его можно получить в офисе системы «Платон» на ул. Невского, 36В.
Маршрутную карту — можно получить как наразовую поездку, так и на один месяц. Её можно оформить в офисе «Платона», на сайте системы, через мобильное приложение или терминал самообслуживания. Перевозчик сам формирует маршрут: в карте указывается не только начало и конец пути, но и промежуточные точки.
3. Оплата. Система имеет возможность авансовой схемы платежей (до начала движения по федеральным трассам) и оплаты за фактически пройденный путь. Сбор взимается с лицевого счёта владельца автомобиля. Его можно пополнить банковским переводом, картой в личном кабинете, через терминал самообслуживания, а также топливными картами Е100 и DKV.
Болезни роста, или как это работает сейчас.
1. Проблемы с сайтом. Сразу после запуска «Платон» начал давать сбои. Автовладельцы жалуются на перезагрузки, временные остановки и медленную работу. Неполадки подтверждают и создатели системы. «В первые дни, 15 и 16 числа, у нас было всё обрублено. С переменным успехом работал сайт. Это связано с хакерской DDoS-атакой на наши серверы», — пояснил руководитель калининградского отделения «Платона».
2. Нехватка оборудования. Бортовые устройства завезли лишь за день до запуска системы. По словам Степанюка, сейчас только на двух из 12 тысяч автомобилей установлены аппараты. Тот объём устройств, который у нас был, мы распределили по клиентам. Кому не хватило, составили списки, чтобы дозаказать, — объяснил представитель «Платона» Дмитрий Бондаренко.
3. Основные трудности возникают с маршрутными картами. Во-первых, их не просто оформить из-за сбоев сайта. А сайт висит. Перевозчики жалуются что оплату через сайт невозможно провести по пол дня. Во-вторых, такой способ, в его нынешнем виде, в принципе неудобен перевозчикам, так как корректировки маршрута в пути имеют множество сложностей.
Штрафы.
Санкции налагаются в случае, если транспортное средство едет с выключенным или неисправным бортовым устройством, при отклонении от маршрута без информирования оператора, при движении без платы или израсходованных средствах.
Водителя автомобиля накажут на пять тысяч рублей, должностное лицо и ИП на сорок, а юрлицо — на 450. При повторном нарушении штрафы увеличиваются.
http://kgd.ru/news/society/item/49073-zaplati-platonu-kak-rabotaet-novaya-sistema-sborov-s-gruzovikov-v-kaliningradskoj-oblasti