«Есть стало просто нечего»: как торговые сети уничтожают малый бизнес и здоровье покупателей
Все больше крупных торговых сетей заходят в регионы, вытесняя мелкие продовольственные магазинчики с рынка. Местные муниципальные власти открыто заявляют о невозможности бороться с экспансией крупных торговых сетей. И минус не только в том, что вся их прибыль уходит в Москву, но и в том, что качество продукции оставляет желать лучшего, пишет Ura.ru.
«Если бы хоть часть торговых помещений или общепита была в собственности города, мы бы могли влиять на ситуацию. Но 100% торговых площадей — частные, собственники сами решают, кому их отдать», — поделилась с Ura.ru председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева.
По ее словам, невозможно доказать, что торговая сеть является монополистом, ведь все торговые точки зарегистрированы на разные лица.
Региону пользы от прихода крупных торговых сетей немного. Создаются новые рабочие места и бюджет пополняется зарплатными налогами, однако вся остальная прибыль уходит в Москву. Тем временем крупные ритейлеры успешно вытесняют с рынка местных благодаря более низким ценам.
«Крупные сети недоступны для небольших кооперативов, фермеров. Только входной билет туда стоит 200-300 тыс рублей. Кроме того, товар нужно привозить расфасованным, упакованным. А для этого надо нанять фасовщиков, оборудование купить. Столько денег у нас просто нет», — сообщил изданию известный свердловский сельхозпроизводитель, заместитель директора АПК ООО «Диетпродукт», председатель СПК «Галкинский» Василий Мельниченко.
«За заключение договора с каждым магазином мы платим от 80 до 100 тыс рублей. Потом платим за наименование каждой продукции, которую будем поставлять, от 5 до 15 тыс рублей. Я выпускаю 150 наименований товара — это торты, пирожные. То есть весь ассортимент не представишь», — уточнила руководитель кондитерской сети «Кешка-сладкоежка» Валерия Пахтаева из Югры.
По ее данным, для заключения договора сети требуют, чтобы срок годности ее продукции был дольше трех-пяти дней.
«Из чего их надо делать, чтобы они хранились дольше? Они говорят: хоть дерьмо положите, главное, чтобы дешевле было. Сотрудничать мы отказались, теперь в сетях лежат торты «Мирэль», «Равелла», которые хранятся по полгода. Даже страшно представить, за счет чего. Да и вся продукция такая — есть стало просто нечего», — добавила Пахтаева.
Директор сургутского хлебозавода Сергей Пустозеров также рассказал, что сети требовали увеличения срока годности хлеба с 2 до 10 дней. Однако «пичкать химией» хлебобулочные изделия он отказался, из-за чего получил убыток в 15 млн рублей. На такую сумму сети вернули его заводу продукцию, которую не смогли реализовать до окончания срока годности.
При этом далеко не каждая сеть возвращает просрочку поставщикам. Согласно данным региональных управлений Роспотребнадзора, в Свердловской области основными нарушениями на предприятиях продовольственной торговли являются продажа продукции с истекшим сроком реализации, нарушение условий хранения продуктов и неэффективная работа холодильного оборудования. На подобные нарушения жалуются покупатели и в других регионах страны.
В Перми лидером по количеству жалоб является «Пятерочка». В ХМАО прошлым летом несколько десятков людей, купивших салаты в гипермаркете «ОКей», заболели сальмонеллезом. В крупных сетях нередко прибегают к использованию просроченной продукции в салатах, приготовлении протухших куриных тушек на гриле и переклеивании этикеток с датами упаковки.
«Один из знакомых взял на работу женщину, которая ранее работала вроде бы в «Монетке» менеджером по просрочке. Да, и такая должность есть. Так она ему всю колбасу «Фейри» отмыла», — рассказал президент городской ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Тюменской области Владимир Панов.
Издание подчеркивает, что образовавшаяся в регионах монополия полностью уничтожила розницу, особенно в небольших городах, где практически весь малый бизнес строится на торговле. Заставить крупные сети работать другим способом может только конкуренция, а ее больше нет.
Источник
Это интересно