Т-10 — советский тяжелый танк
Это последний серийный советский тяжелый танк, производившийся серийно в 1954—1966 гг. По мнению многих специалистов, машина являлась самой совершенной в своем классе. Кроме того, это был самый тяжелый танк в истории танкостроения. Последние танки этого класса были сняты с вооружения российской армии в 1993 г.
Тяжелый танк Т-10 — видео
Разработка Т-10 началась с технического задания Главного бронетанкового управления на создание нового перспективного тяжелого танка, который должен был заменить ИС-2 и ИС-3. В 1949 г. была выпущена первая партия новых машин, однако в процессе испытаний проявилась масса недостатков, главный из которых, наверное, недостаточный ресурс двигателя. В процессе серьезных доработок машина несколько раз меняла свое название: ИС-8, ИС-9, ИС-10, пока, наконец, ей в 1954 г. не был присвоен индекс Т-10.
Для изготовления корпуса машины использовались катаные и штампованные броневые плиты, которые сваривались с приемлемыми углами наклона брони. Лобовая часть корпуса была выполнена по образцу ИС-3. Броневая лобовая плита имела толщину 120 мм и была наклонена к вертикали в 57градусов. Борта машины состояли из двух частей: верхних наклонных и нижних гнутых деталей, толщина которых достигала 80 мм.
Танк имел литую башню, толщина стенок которой варьировалась от 40 мм (передняя часть крыши башни) до 201 мм (лобовая часть). Повороты башни производились с помощью электрического привода или же вручную.
На Т-10 установили V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 с центробежным нагнетателем, мощность которого достигала 700 л. с. Трансмиссия включала в себя коробку передач планетарного типа, механизм поворота и двухступенчатые бортовые передачи. Ходовая часть состояла из семи сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и трех поддерживающих катка с независимой подвеской пучковыми торсионами. Мелкозвенчатые гусеницы были выполнены из стали и в ширине достигали 720 мм.
Машина отличалась довольно мощным вооружением. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25ТА, которая оснащалась двухкамерным дульным тормозом, горизонтальным автоматическим клиновым затвором и электромеханическим досылателем снарядов и гильз, повысившим скорострельность орудия до 3—4 выстрелов в минуту. Боекомплект включал 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые размещались в лотковых и хомутиковых укладках на полу боевого отделения. Для наведения пушки на танке был установлен телескопический прицел ТШ2-27. Прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м.
В качестве вспомогательного вооружения использовались спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет ДШКМ, а также зенитный пулемет этой же марки, снабженный коллиматорным прицелом и размещавшийся на крыше башни. Боекомплект пулеметов состоял из 1000 патронов в лентах по 50 шт.
На базе Т-10 было создано несколько новых моделей.
Т-10А являлся модернизированным вариантом Т-10, его приняли на вооружение в 1956 г. На машине несколько видоизменили форму башни и маску орудия вследствие установки новой пушки Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» и эжекционным устройством для отсоса пороховых газов. Кроме того, танк оснастили перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП, прибором ночного видения ТВН-1, гидрокомпасом ГПК-48.
Т-10Б был вариантом Т-10А и отличался от него наличием двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
Т-10БК создавался как командирский вариант Т-10Б, где были уменьшен боекомплект и установлены дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10М являлся последним серийным вариантом этого тяжелого танка, на котором установили новую 122-мм пушку М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и значительно возросшими баллистическими характеристиками. Боекомплект включал бронебойнокумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды. На машине были заменены пулеметы на два 14,5 мм КПВТ. Возросла мощность двигателя, шестиступенчатая коробка передач сменила восьмиступенчатую. На танке изменили также конструкцию башни, усилив бронирование лобовой части. Кроме того, машину оснастили комплектом устройств для ночного видения, противоатомной защитой и ТДА.
Т-10МК был командирским вариантом Т-10М.
В процессе выпуска танка и всех его модификаций машина постоянно совершенствовалась, к примеру, в 1962 г. танк был оснащен системой подводного вождения, что позволило ему преодолевать водные преграды глубиной до 5 м, а в 1964 г. здесь была установлена автоматическая система пожаротушения.
На базе Т-10 создавались боевые машины и специального назначения, к примеру, «Объект 268» и ТЭС-3.
По западным данным, Т-10 и его вариантов было выпущено около 8000, однако они не принимали участия в активных боевых действиях. На этой машине испытывали противотанковый ракетный комплекс «Малютка», однако эти работы были завершены на стадии эксперимента.
Тактико-технические характеристики танка Т-10
Масса | 50 т |
Длина | 9,72 м |
Высота | 2,45 м |
Клиренс | 460 мм |
Бронирование | корпус (лоб/борт) — 120/80, башня — 201…40 |
Максимальная скорость | 42 км/ч |
Запас хода | 200 км |
Экипаж | 4 чел. |
Вооружение | 122-мм пушка Д-25ТА, 2 пулемета 12,7-мм ДШК |
Двигатель | В-12-5 |
Мощность двигателя, л.с. | 700 |
Тяжелый танк Т-10М
Тяжелый танк Т-10А
Танк Т-10М в Праге
Тяжелый танк Т-10М — фото из музея Великой Отечественной Войны в Киеве
Источник
Это интересно