Главная » Щит и Меч » Ка-50 «Чёрная акула» — одноместный ударный вертолет

Ка-50 «Чёрная акула» — одноместный ударный вертолет

ka-50-vertoljot-odoeyj-01

В 1976 году, параллельно с развертыванием работ по созданию Ми-28, в ОКБ имени Н.И. Камова приступили к проектированию второго (после Ка-29) боевого вертолета, получившего обозначение В-80. Думаю, выбор схемы новой машины был не прост. С одной стороны, накоплен уникальный опыт в области разработки вертолетов соосной схемы, позволявшей существенно повысить маневренные характеристики и получить более высокую продолжительность и дальность полета при одинаковой грузоподъемности, чем у вертолетов одновинтовой схемы.

Ка-50 «Чёрная акула» — видео

С другой стороны, заказчик — фронтовая авиация — накопил свой багаж, эксплуатируя вертолеты, созданные в ОКБ имени М.Л. Миля. Естественно, за 30 лет сложились и определенные связи, положительно влиявшие на боеготовность вертолетных частей сухопутных войск. Значит, требовалось создать машину, разрушившую бы существовавшие стереотипы и способную уже на начальном этапе летных испытаний продемонстрировать свое превосходство.
Ставка на соосную схему, вопреки скептикам, позволяла разрубить многие «тугие» узлы, то и дело возникавшие еще в процессе предварительного проектирования. Но главное, на что решились конструкторы, — это, вопреки устоявшимся взглядам, сделать ставку на одноместную машину, правда, рассчитывая, что промышленность сможет создать оборудование, помогающее пилоту отыскивать неприятеля на поле боя и, исходя из степени угрозы, выбирать оружие.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Одноместная компоновка вертолета позволила также уменьшить вес необходимой брони и размеры машины, сократить расходы на обучение летного и технического состава, снизить человеческие потери в военное время. На одноместном вертолете соосной схемы проще решались задачи аварийного покидания при использовании катапультных систем.
Но создавать машину, сделав ставку исключительно на новинки, опасно, да и техника, развивающаяся по своим законам, вынуждает применять похожие технические решения. Так, в Ка-50 «Чёрная акула» и Ми-28 двигатели расположили не единым блоком, как на предшественниках, а по бортам фюзеляжа, что исключало их поражение одним выстрелом.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Более высокие весовая отдача и тяговооруженность (за счет отсутствия потерь на рулевой винт) позволили продолжать полет в случае отказа одного из двигателей.
Кроме этого, в вертолете для защиты пилота от средств поражения применили комбинированную броню из стальных и алюминиевых сплавов, а также бронестекла. Экранировали систему управления машиной и наиболее важные агрегаты и оборудование. Разработали двухконтурную конструкцию лонжерона лопасти несущего винта и многое другое, способствующее повышению боевой и эксплуатационной эффективности. В состав арсенала вертолета Ка-50 «Чёрная акула» включили 30-мм пушку 2А42 с боезапасом 460 патронов. Особенностью орудия являются селективное (выборочное) боепитание и переменный темп стрельбы.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Кроме этого, на четырех узлах внешней подвески можно размещать универсальные пушечные контейнеры УПК-250-23 с двуствольным орудием ГШ-23 и боекомплектом 500 патронов, НАР С-13, С-8 и С-24, до 12 ПТУР «Вихрь» и ракеты класса «воздух — земля» Х-25МЛ. Кроме этого, допускается подвеска четырех управляемых ракет класса «воздух — воздух» «Игла-В» и Р-73, а также авиабомб калибра от 100 до 500 кг, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2, зажигательных баков ЗБ-500 и РБК-250/500. Для увеличения дальности полета предусмотрена подвеска до четырех 500-литровых топливных баков. В мае 1981 года состоялась защита эскизного проекта и макета В-80, и спустя год, 17 июля, летчик-испытатель ОКБ Бездетный опробовал первый прототип вертолета (бортовой № 010) в полете.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Эта машина была, по сути, демонстрационной, поскольку на ней стояли двигатели, заимствованные с вертолета Камова, отсутствовало многое оборудование. Тем не менее это позволило определить основные летные данные, оценить маневренность.
Испытания Ка-50 «Чёрная акула» проводились в Подмосковье, и по требованию сотрудников режимно-секретной службы на вертолет нанесли «гражданскую» символику, а на бортах наклеили пленку с рисунками иллюминаторов. Но это чуть не привело к трагедии. В одном из полетов пленка отклеилась и попала в двигатель. После чего от маскировки отказались.
Второй летный экземпляр (бортовой № 011), поднявшийся в воздух 16 августа 1983 года, был оснащен всеми основными системами и предназначался для отработки вооружения и авиационного оборудования.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Информация о новинке советского авиапрома быстро проникла сквозь стены «железного занавеса», и НАТО присвоило ей свое кодовое обозначение — Hokum А.
Во время испытаний машины на боевую живучесть отстрелили хвостовую часть с оперением, что не помешало благополучно завершить полет.
В октябре того же года состоялось совещание с участием представителей министерств обороны и авиационной промышленности, на котором большинство его участников отдали предпочтение В-80 как машине, обладавшей лучшими летно-техническими данными и лучшим соотношением цена—качество. Сравнительные испытания (27 полетов), проведенные в 1984 году, подтвердили превосходство В-80 над Ми-28. На основании этого в октябре того же года министр авиационной промышленности подписал приказ о подготовке серийного производства В-80.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

Пока все шло хорошо, но 3 апреля 1985 года, во время исследований предельных режимов полета на первой опытной машине, в результате превышения пилотом допустимой отрицательной перегрузки произошло схлестывание лопастей винтов. Эта катастрофа унесла жизнь летчика-испытателя Евгения Ивановича Ларюшина, давшего путевку в жизнь нескольким типам вертолетов ОКБ Камова. Для снижения вероятности возникновения подобных ситуаций увеличили расстояние между несущими винтами и установили систему, препятствующую выходу машины на режимы, при которых возможно опасное сближение лопастей.
Несмотря на трагедию, в сентябре 1985 года, после второго этапа сравнительных испытаний В-80 и Ми-28, Министерство обороны выдало окончательное заключение о выборе В-80 в качестве основного ударного вертолета, и для продолжения летных испытаний в декабре 1985 года построили третий экземпляр В-80 с бортовым №012.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

С 1988 по 1993 год в НИИ ВВС проходили государственные сравнительные испытания Ми-28А (такое обозначение получил экспортный вариант) и штурмовик В80Ш-1, государственные летные, специальные летные испытания опытного боевого вертолета Ми-28А. В этот же период В-80 получил обозначение Ка-50 «Чёрная акула», а результаты комплексной тактико-технико-экономической оценки этих машин показали преимущества этой машины.
В ноябре 1993 года начались войсковые испытания машины с целью отработки тактики ее боевого применения. После доводки серийной машины до должного технического уровня 28 августа 1995 года вертолет Ка-50 указом Президента Российской Федерации был принят на вооружение. Однако из-за финансовых затруднений удалось построить только 10 серийных машин.

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

17 июня 1998 года, готовясь к демонстрационным полетам, погиб начальник Центра боевого применения и подготовки летного состава в Торжке генерал-майор Евгений Алексеевич Воробьев. Расследование трагедии показало, что и на этот раз ее причиной стало схлестывание лопастей из-за превышения пилотом установленных ограничений. Ситуация усугубилась еще и тем, что все произошло на малой высоте, когда летчик не мог воспользоваться средством аварийного спасения. К 2007 году промышленность изготовила лишь 15 машин, включая опытные экземпляры. Летные испытания Ка-50 показали возможность полета со скоростью до 390 км/ч, однако для серийных машин этот параметр ограничили 315 км/ч. Как и положено вертолету, Ка-50 может двигаться боком и назад со скоростью 80 и 90 км/ч соответственно. Руководство по летной эксплуатации ограничивает максимально допустимую перегрузку 3,5 д, углы крена не более 70 градусов, тангажа — ±60 градусов и угловую скорость по всем осям в пределах 60 градусов в секунду.

Ка-50 "Чёрная акула" - одноместный ударный вертолёт

Тактико-технические характеристики Ка-50 «Чёрная акула»

Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч максимальная в пологом пикировании — 350
максимальная в горизонтальном полете — 310
крейсерская — 270
Потолок, м статический — 4000
динамический — 5500
Вертикальная скороподъемность
на высоте 2500 м
10 м/с
Дальность, км перегоночная — 1200
действия — 450
Масса, кг максимальная взлетная — 10800
нормальная взлетная — 9800
пустого вертолета — 7700
Максимальная боевая нагрузка, кг 1811
Габариты вертолета, м диаметр несущих винтов — 14,5
длина с вращающимися винтами — 16
размах крыла — 7,34
высота — 4,93
Двигатель ГТД ТВЗ-117, 2 по 2200 л.с.
Вооружение Встроенное пушечное: 1 х 30-мм 2А42
Точек подвески: 4
Масса подвески: 2000 кг
Подвесное пушечное: 2 × 23-мм пушки УПК–23–250
Неуправляемое ракетное: НАР С-13 — 2 × 5 шт.
НАР С-8 — 4 × 20 шт.; тяжёлый НУРС С-24
Управляемое ракетное:
ПТУР «Вихрь» — 2 × 6 шт.; Х-25МЛ
«Воздух-воздух»: Игла-В — 2 × 2 шт.; Р-73
Бомбовое: ФАБ-500, -250, -120, -100;
КМГУ-2; ЗБ-500; РБК-500, -250.

 

Фото Ка-50 «Чёрная акула»

Ка-50 "Чёрная акула" - одноместный ударный вертолёт

Источник

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook

Просмотров:1 012
comments powered by HyperComments