Главная » Новости » Горькая правда о трансформации киноискусства в СССР и России

Горькая правда о трансформации киноискусства в СССР и России

gorkaya-pravda-o-transformacii-kinoiskusstva-v-sssr-i-rossii-3

Советское искусство Просвещения  – это уникальное явление в мировой истории, его можно сравнить с родниковой водой, прошедшей многоступенчатую природную очистку: кино, литература, театр, балет, музыка, живопись, теле- и радиовещание, печать.

Стержнем многоступенчатой очистки являлась идеология. Она серьёзно ограничивала частную собственность (назначала ей МЕРУ) и как минимум номинально запрещала эксплуатацию человека человеком, т.е. отношения «господин-раб», заменив на эксплуатацию человека государством, отношения, больше похожие на «родитель-ребёнок», что означало полную заботу государства о человеке, и оно добросовестно заботилось на протяжении всего советского периода.

Бесплатное образование, медицина, жильё, копеечная квартплата, уверенность в завтрашнем дне, сильная армия, передовая наука, отсутствие нищеты и безработицы, организованной преступности (мафий), активная забота о детях и юношестве, гарантировавшая связь поколений: октябрята – пионеры – комсомольцы, – вот неполный перечень достижений советской цивилизации, большинство из которых не имеет аналогов на Западе. «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький).

Идеи Просвещения скрепляли русский менталитет общины, Рода – коллективистский, объединяющий. НаРод, приРода, Рождение, Родина – слова от одного корня. Человеку предоставлялись всевозможные знания, давались широкие возможности для духовного развития, раскрытия таланта. Один из наглядных примеров – фильм «Солнце светит всем».

Каким формировался мир в сознании советского человека?

У человека должна быть полноценная семья, семья – ячейка общества. Тысячи, миллионы семей – общество, государство, страна. Страна – Родина. Вспомните, что мы пели: «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!», «Кипучая, могучая, никем не победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая!», «Широка страна моя родная!…», «С чего начинается Родина?», и, наконец, «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» – сто тысяч «я»!».

Страна, весь мир приравнивались к одной большой семье. В центре мировосприятия – страна, мир. Декларировались понятия: человек человеку друг, товарищ и брат. Дружба народов. Равенство и братство. Торжество науки, рациональности. Торжество меры. Интересы общества выше интересов отдельной личности. Это общинное, коллективистское сознание, и общечеловеческое понятие свободы и счастья.

В многолетней холодной войне по разным причинам мы проиграли западной капиталистической идеологии индивидуализма, «обществу атомов». В основе этой противоположной идеологии – частная собственность, так называемая «свобода слова» и поклонение золотому тельцу.

Как выглядит мир в сознании индивидуалиста/западного потребителя?

В центре – он сам и его семья. Вокруг – враждебный мир, в котором надо непрерывно сражаться, чтобы выжить, захапать как можно больше денег и власти, не зная Меры. Человек человеку волк. Не доверяй никому. Песни-маркеры: I Will Survive, I’ve Got a Power! Интересы отдельной личности превыше всего («Хочу здесь и сейчас!», «Бери от жизни всё!» и «Уноси, сколько поднимешь»).

Дай бог, глава семейства работает в крупной компании, тогда границы семьи как бы расширяются до границ корпорации, которая выполняет родительские функции, заботится о своём работнике и его близких, т.е. выполняет ту же роль, что советское государство по отношению ко всему народу. Чтобы выжить в капиталистическом мире, человек вынужден работать на износ. Как метко заметил Брэд Питт в недавнем провокационном фильме «Убивая по-тихому»: «Америка – не страна, это бизнес. Так что плати!!!». В силу поражения в холодной войне, мы пользуемся нынче ухудшенной моделью их мироустройства.

В первом случае формируется, вырастает человек-гуманист, всесторонне развитый, открытый миру, адекватно его воспринимающий, любящий свою страну, защитник.

Во втором случае – индивидуалист-потребленец, потерявший чувство Меры (ему всегда мало), которому наплевать на всех, кроме узкого круга лиц, а порой, просто на всех. Слово «Родина» не говорит ему ни о чём. Это западное понятие свободы и счастья.

Суть советского искусства, названного соцреализмом, в том, что оно показывало человека немного лучше, чем он есть на самом деле, и общество, находившееся в распоряжении мощной идеологической машины и имеющее два канала в телевизоре, волей-неволей тянулось к заданному образцу и в общей массе своей становилось лучше.

gorkaya pravda o transformacii kinoiskusstva v sssr i rossii 1 Горькая правда о трансформации киноискусства в СССР и России

Современное «искусство», напротив, изображает человека хуже, чем он есть на самом деле, и целенаправленно убивает всё человеческое, пробуждает низменные инстинкты, ввергает в хаос жестокости, иррациональности и мистики. Стадом легче управлять. Обнаглевшее узаконенное упадничество льётся отовсюду – с экранов телевизоров, мониторов, страниц газет, журналов и художественной литературы. Навязываемый девиз нового времени: «не верь, не бойся, не проси».

Если охарактеризовать качество этого потребляемого продукта, продолжая сравнение с родниковой водой Советов, – к водопроводному крану подключили канализационные стоки. Кто перекроет безобразие? Надежда лишь на «потребителя», дело спасения утопающих теперь не дело государства. Идёт слом национального русского культурного ядра, в фундамент закладывается ущербная западная матрица. На фоне советской культуры это не просто режет глаз, а ранит до глубины души. Общество деградирует из-за антинародной политики современного государства.

Тем не менее, окончательная победа нашего идейного врага представляется сомнительной, ввиду многих причин. Основные: во-первых, назревший системный кризис западной цивилизации. Хищнический иррациональный капитализм себя изжил, исчерпал. Схватил себя за хвост острыми зубками и уже истекает голодной слюной. Во-вторых, поддерживать отрицательный информационный шум в России становится Западу всё дороже, трудней, а главное, бессмысленней, т.к. хотя им и удалось вырастить у нас невежественное поколение, но уровень интеллекта за 25 лет не особо снизился, а значит, и обмануть его, «перепрошить» под свой менталитет не удастся.

Искусство сегодня: признаки упадка, или идеология хаоса.

Не секрет, что сегодня государство, как и 30 лет назад, имеет идеологию и проводит её в жизнь. Не в повелительном тоне коммунистов, а в искушающей манере чёрта. В искусстве, а именно, телепередачах и кино, эту идеологию можно узнать по следующим признакам (элементам).

1) Общество спектакля

Шоу в уМЕРенных дозах развивает чувства (представление в театре), увлекает красотой тела, движений, или ловкостью спортсмена (балет, цирк, спортивные состязания), побуждает к действию, к мысли, возникает желание быть похожим. Но когда саму жизнь превращают в шоу, человек тупеет, морально слепнет, становится циником, теряет чувство меры. Перестаёт понимать, что этично показывать по ТВ, а что нет. Общество, не знающее Меры, – общество спектакля, в негативном смысле.

Какие передачи воспитывают общество спектакля?

Все Ток-Шоу без исключения – везде «грызня», скандалы, и на этом фоне аплодисменты. Адекватная замена ток-шоу – небольшая группа специалистов, спокойно обсуждающих в студии конкретную проблему, как это было раньше. Всё «горячее видео», «злободневные передачи», псевдодокументальные фильмы, комментируемые скандальными голосами. Скандальность – элемент пошлого спектакля.

Как следствие, непрофессионализм участников передач, профанация. Скажем, вместо состязаний профессиональных фигуристов – шоу «Танцы со звёздами», или шоу с безграмотной и поверхностнойМалышевой и «овощной» аудиторией вместо умной телепередачи о здоровье с ведущей-врачом Белянчиковой и приглашёнными врачами. Зритель привыкает к суррогату, к поверхностному восприятию темы, тупеет.

Из той же оперы, хотя, на первый взгляд, они имеют мало общего с перечисленной пошлостью, – сцены в фильмах, где главные герои, скажем, ругаются или признаются в любви на виду множества невольных зрителей; сцена оправдывает себя в театре, цирке – люди пришли на представление, но вульгарно смотрится на улице или в месте случайного скопления умиляющейся публики. Нет, иногда – пожалуйста, но этот приём впихивают в КАЖДУЮ современную лирическую комедию, к месту и не к месту. От «духовного стриптиза» до физического – один шаг.

Фильмы, поощряющие общество шоу, где герои участвуют в бесчеловечных экспериментах под наблюдением («Эксперимент»), или телепередачах с пытками и убийствами (свежесостряпанный на сегодня «Голодные игры»), и т.д.

2) Поклонение золотому тельцу

Всё покупается и всё продаётся. Все передачи, где визжат при виде денег и их эквивалента. Яркий пример – шоу «Тачка на прокачку» (вам никогда не хотелось провалиться сквозь землю, глядя на реакцию «счастливчика», от стыда за этого «счастливчика»?).

Где страсть к лёгкой наживе поощряется, деньги возводятся в культ, человек учится продаваться – псевдоинтеллектуальная «Кто хочет стать миллионером», классический пример – «Золотая лихорадка» с Ярмольником, мягкая форма поклонения – «Поле Чудес». Популяризация азартных игр потакает не спортивному азарту, а алчности. Нередко можно встретить и передачи в стиле «А на что вы готовы ради 100$?», в которой люди добровольно подвергаются унижениям или неприятным процедурам ради денег.

Фильмы, где вроде бы честный герой, а нечестный тем более, но такой обаятельный, забирает украденные деньги, ПРИСВАИВАЕТ их себе (яркий пример – «Липучка для мух» или «Одиннадцать друзей Оушена», классика – «Мэверик»). Неважно, что он ограбил банк. Важно, что деньги он присвоил. Хозяева жизни как бы объясняют: «Можно грабить и воровать, особенно бездушного ростовщика, всё равно он застрахован! Такова жизнь! Иной реальности нет и быть не может!» Тема дармовых денег фигурирует часто, она поощряется институтами кинопремий, особенно ежели снято хорошо, и, вроде, про любовь: оскароносный «Миллионер из трущоб».

Фильм «Здесь курят»: “Как ты догадался, что он возьмёт деньги? – Надо быть идиотом, чтобы не взять столько денег. Я увидел, что он не идиот – и догадался” – о том, что деньги сильнее принципа. Кто принципиален – тот, по мнению авторов фильма, «идиот». «А ты бы взял? – На его месте? Конечно! – Я бы тоже».

3) Все против всех, человек человеку волк, каждый за себя

– Это нормально, граждане, это конкуренция! – как бы объясняют с экрана ТВ. – Никому не доверяй!

Этот тезис служит подспорьем в создании общества спектакля. Формирует разрозненное общество «атомов», не способных к самоорганизации перед лицом опасности. Телепередачи строятся по принципу «участники выбывают», потому что их «сожрали» конкуренты: передачи «Последний герой», «Слабое звено» и др. Все передачи, где стая вместо команды, где человека выпихивают из стаи, и у зрителя, как и у участника, остаётся горечь и обида, где «КОНКУРЕНЦИЯ», а не спортивное соревнование. В кино, практически в каждом, это установка: все, кто за пределом семьи – враги. Противники, жулики, конкуренты.

Признак играет важную роль в идеологии хаоса. Русская поговорка «Сам погибай, а товарища выручай» звучит кощунственно и не переводима на английский язык. Слова из советских песен «Но если с другом худо, не уповай на чудо, спеши к нему, всегда иди дорогою добра», «Ты да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья, Если б жили все в одиночку, то уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, Земля» для новой идеологии – грязные ругательства, а песни запрещены в эфире. Рядышком шагает тема мести.

4) Насилие, жестокость, натурализм

Суть: «Приучая … людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах ценность человеческой жизни». Э. Войнич «Овод», 1897. Человек черствеет, перестаёт сочувствовать.

Лирическое отступление. Ещё будучи ребёнком из СССР, впитавшим советскую культуру, смотрел первые антисоветские фильмы, такие как Рэмбо-2, где пачками умирают наши солдаты, и болел и переживал за каждого, ведь у всех дома семьи, матери. После просмотра всё внутри кровоточило, ведь зараз погибли десятки людей, причём бессмысленно! Вот какое было тогда восприятие.

Рядом – тема мести (хаос, иррациональность). Отличается от темы ненависти в советском кино. «Но благородная ненависть наша рядом с любовью живёт!» В. Высоцкий, т.е. ненависть к захватчикам, любовь к стране. «Цивилизованный» Запад, по его собственному выражению, любит подавать месть холодной (скажем, «Расплата» с Гибсоном, или «Убить Билла»), ибо в «цивилизованном» Западе честным путём добиться справедливости нельзя, там акт мести – святое право, почти долг. В наших фильмах и книгах холодной местью страдали отрицательные персонажи (Полипов из «Вечного зова», ну или хотя бы Самохвалов из «Служебного романа»), и назывались они предателями и подлецами.

«Чёрный юмор» – спутник насилия и ещё один рассадник цинизма. Всё более популярен. Чёрным идеологам нужно обесценить человеческую жизнь в глазах общества, поэтому они учат быть циничным и жестоким, дают оскары за фильмы, где медсестра, чей долг спасать жизни, делает больному смертельный укол («Английский пациент», 9 Оскаров), популяризируя эвтаназию. Показательно, что оскары дают медсестре. Показательно, что милосердие перевёрнуто с ног на голову. Как сказал один житель СССР: «Коммунисты заставляли жить. Пришли демократы и разрешили умирать».

В целом, насилие на экране – легализация садизма.

5) Секс, «обнажёнка»

Возбуждение плотских животных инстинктов. Отупение, как правило, мужской части населения. Показателен проект «Голые и смешные». Постепенная легализация порнографии (фильмы «50 оттенков серого»«Дедушка лёгкого поведения» и другие), при попустительстве морально ослепшего и циничного общества. Элемент зачастую комбинируется с насилием и ругательствами. Яркие примеры нового витка в «искусстве»: западные сериалы про всяких “гадиаторов” и игры престолов. Наглядно заметен процесс и по телевизионной рекламе.

 

6) Ругательства, матерщина, пошлые разговоры

Любая вербальная, озвученная гадость – верные спутники общества спектакля. Буквально, обратная сторона так называемой «свободы слова», не знающей Меру. Подспорье цинизму и пошлости, в конечном счёте, отупению. Индикатор культуры общества. В нашей стране кураторы псевдоискусства всячески поощряютнедалёких или зловредных режиссёров на внедрение мата в кино, а, следовательно, в культуру и повседневную жизнь, с удовольствием раскручивают и осыпают наградами любую грязь («Изображая жертву», «Все умрут, а я останусь», «Про любовь», «Левиафан», «Волк с Уолл-Стрит»).

7) Избыток недалёких, инфантильных персонажей

Проекция на общество. Нередко телевизионщики пытаются оправдаться тем, что умный персонаж якобы скучен зрителям. Этот элемент в первую очередь относится к российским молодёжным сериалам, яркий пример – весь «репертуар» канала ТНТ, классика – Бивис и Батхед. Но также становится присущ детским полнометражным мультфильмам (Храбрая сердцем, Семейка Крудс, и др.) Признак свидетельствует о том интеллектуальном уровне общества, который желают видеть кураторы СМИ. Стадом проще управлять. Но, не исключено, что они просто подгоняют всех под свой уровень.

8) Главные герои

Всё чаще главными героями в фильмах оказываются весёлые пираты, храбрые бандиты, добрейшие благородные убийцы, интеллектуальные воры и милые проститутки, достойные наркоторговцы. Крутизна и цвет западного общества. Полный список образцов для подражания. Непременный спутник 2, 3, 4 пунктов (поклонение деньгам, каждый за себя, жестокость и натурализм). Классика: «Пираты Карибского моря», «Леон», «Красотка», «Кокаин». Хозяева жизни как бы оправдываются: «в мире продавцов и менеджеров нет нормальных профессий и примеров для подражания. И мира другого нет и быть не может».

9) Мистика и иррациональность

Передачи об НЛО, призраках, медиумах и чертовщине. Завывания о фатализме, «от судьбы не уйти!», «провидение», «привидение», вампиры, живые мертвецы и пр. Обратите внимание, как разрослась эта глупость, когда наука задавлена, загнана в угол в нашей стране. Самое малое зло от мистики – суеверие.

Если же к иррациональности прибавить крайнюю жестокость и натурализм (п.4), получатся фильмы ужасов. Десакрализация мира мёртвых тоже заражает цинизмом. В конечном счете, этот опасный вирус, повсеместно внедряемый и участвующий в разложении здорового общества, разъедает объективную картину мировосприятия, служит проводником идеологии хаоса.

10) Хреновости (тип новостей)

Новости, содержащие большинство из перечисленных признаков. Коротко – гадости. Отрицательный информационный фон приводит к тому, что народ начинает верить, что «в стране всё плохо, и конца и края не видно». Присуще, в первую очередь, российскому телевидению.

11) Реклама

Навязывание зачастую бесполезного товара; бездарная, варварская трата человеческого таланта. Программирует на подсознательном уровне поведение и поступки (многократно повторяемые слоганы «Бери от жизни всё»), «радость узнавания» ненужной вещи на прилавках магазина и её покупка. Воспитывает общество потребления.

12)    Пропаганда самоубийства, извращений, наркотиков, прочих отклонений – всего, что прекращает Род, нарушает психику

Следующие три элемента связаны между собой.

13) Запрет на любовь к стране

Практически нигде в новом российском кино, новой российской песне вы не услышите призыва любить свою землю, свою Родину. Это в 1944 году с экрана говорили: «Пуще отца с матерью любить нужно родную землю».  А сегодня – «Мы воюем за Катю!» ( фильм «Сталинград»).

Признак, а точнее, требование – для России. Введено, чтобы легче было проводить:

14) Очернение истории

Очернение истории – это примитивизация и опошление в современном кино и документальных «биографических» передачах великих имён, ярких людей, любивших свою страну и много сделавших для неё, людей которых уже нет в живых и которые не могут отстоять своё доброе имя, поливание грязью величайших достижений, искажение исторических фактов. Свежие яркие примеры: х/ф «Бумажный солдат» – о создании первой ракеты и полёте в космос, суть сводилась к тому, что все космонавты чувствовали себя смертниками, но мужественно молчали, и вообще, просто им повезло! Гадкие передачи об угасающих актёрах советского периода. Попытка уравнять фашизм и социализм. А как скрипят зубами на Победу, поскорей бы их скрошили, что ли.

Когда мы сталкиваемся с непрерывным очернением своей истории, у одних это вызывает раздражение и отторжение, а у других:

15) Чувство вины

Обратите внимание на этот вирус. Он теряется на фоне прочих приёмов оскотинивания наших граждан, но, между тем, губителен для народа. Нас упорно заставляют каяться за наше славное прошлое, очерняя не только советский период, но и дореволюционный. Всякий, кто посмотрит современный российский фильм о нашем прошлом – виновато опустит голову, или любой американский с участием «типа русских», где всегда найдётся, например, русский шпион, кающийся за служение отечеству (яркий пример – фильм «Солт» с Анджелиной Джоли).

Средство для массовой дезорганизации при дальнейшем очернении нашей истории гасит естественное желание дать отпор, защищаться до последнего. Убивает инстинкт самосохранения, сохранения истории: народ без истории обречён.

Замечу, что обвинить друг друга, свалить вину – мило дело для западного кино. “It’s your fault!” – повторяют, как заведённые, персонажи половины американских фильмов. «Это всё из-за тебя! Ты виноват!» – вторят российские попугаи в кино и «домах-2». Вирус-мантра помогает формированию «атомизированного» общества, в котором все против всех.

16) Нет связи поколений, подростковая преступность.

Если советская система разработала эффективную программу, чтобы развивать молодое поколение, сплотить ребят разных возрастов, помогала решать конфликты внутри коллектива, используя такие молодёжные организации, как Пионерия, Комсомол, когда более опытные старшие товарищи помогали младшим, т.е. работала так называемая связь поколений, и это отражалось в советских фильмах, то сейчас ребёнок в большинстве случаев остаётся со своими проблемами наедине с собой, и хорошо, если родители смогут помочь делом или советом.

Но природа не терпит пустоты, и полезные развивающие кружки и официальные молодёжные организации заменили сомнительные междусобойчики, хулиганские сборища, компьютерные игры, а то и наркоманские сети. Повезло, если классный руководитель – настоящий педагог. А если нет? А если всё идёт к иррациональной реальности раскрученного сериала «Школа»?

17) Нагнетание жути

Элемент преимущественно Российского кино. В перестройку назывался «чернухой», сейчас это любой скандальный фильм, сочетающий несколько вирусов, заваленный наградами и обласканный критиками. Повторюсь, это, например, «Изображая жертву», «Все умрут, а я останусь», «Школа», из свежих – «Орлеан».

Эффект, на который рассчитывают авторы – смирить население с заявленной реальностью, побыстрее подогнать под неё существующую.

18) Высокие награды.

Хозяева идеологии заставляют жюри награждать особо отличившиеся помои. Это естественно, так же как в советское время награждали удачно воплощённые идеи Просвещения. Если нонче фильм имеет Оскар или премию Каннского фестиваля – увидим жёсткую «правду жизни», доказывающую унылость и скотскость человеческой природы. Будьте покойны, кино шокирует, или задаст «верную установку».

Присуждение наград злу формирует общественное мнение, а нам помогает не ошибиться в оценке, служит маркером, клеймом: «зло».

 

Внедряемая идеология индивидуализма является программой по ухудшению человека, по «освобождению» его от мечты, смысла жизни, великой цели. Идеология несостоятельна, ведь человек никогда не перестанет мечтать и искать смысл жизни. Человеку всегда будет важно осваивать новое, сохранять и приумножать лучшее, а в одиночку это невозможно. Чтобы совершать героические поступки, осваивать и сохранять, нужны усилия целого народа. Смысл – в уменьшении страданий, а один в поле не воин, несмотря на толпы киношных супергероев-одиночек. Один человек способен управлять заводом (и то если замов найдёт хороших), но принести счастье целому народу возможно только общими усилиями.

Современное российское кино и телевидение, если называть вещи своими именами, это клоака.

gorkaya pravda o transformacii kinoiskusstva v sssr i rossii 2 Горькая правда о трансформации киноискусства в СССР и России

Советское телевидение содержало упомянутые пункты в минимальном количестве (за исключением темы алкоголя/табака), так как проводилась диаметрально противоположная идеология – Просвещения. Сегодня информационный фильтр человек выбирает себе сам. А чаще, ещё не осознав ситуации, в которой находится общество, выбирает, в какую гадость ему вляпаться более по душе. Не потому что человек плохой, а просто не знает или забыл о том, что нужен фильтр под названием «цензура», потому что государство от этой заботы (или обязанности?) самоустранилось. Но без этого фильтра общество нежизнеспособно, а значит, эту функцию гражданам придётся брать в свои руки.

Вячеслав Родионов (октябрь-ноябрь 2013, дополнена – февраль 2016)

Рекомендуем ознакомиться со списками хороших фильмов имультфильмов, а также со статьёй «Как защитить детей от вредного влияния СМИ»

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook

Просмотров:186
comments powered by HyperComments