Почти год назад многие мировые и уж тем более российские СМИ начали активно обсуждать возможность подписания мирного договора между Россией и Японией. Предполагалось, что исторический прорыв должен будет случиться в ближайшие месяцы на очередной встрече Владимира Путина и Синдзо Абэ, изначально планировавшейся в ноябре 2015 года. Однако ноябрь прошел, за ним прошло и еще несколько месяцев, но встречи глав двух государств так и не произошло.
На середину апреля планируется официальный визит главы МИДа РФ Сергея Лаврова в Японию, в ходе которого, вполне вероятно, вопрос поездки Синдзо Абэ в Россию будет поднят снова. На этот раз ориентировочная дата – самое начало мая, что примечательно – аккурат перед стартом саммита G7 в Исэсиме.
Если договоренность о долгожданной встрече наконец будет достигнута, для лидеров двух стран настанет самое время подумать над вопросом: как сдвинуть переговоры о заключении мира с мертвой точки?
«Может, все-таки отдать Курилы?» – интересно, что в российское прессе подобный вопрос поднимается исключительно в контексте передачи южных Курильских островов Россией Японии. Порой доходит даже до крайностей: иногда предлагают отдать Курилы в обмен на признание Крыма и снятие санкций.
А вот вопросом о том, что может заставить Японию отказаться от своих и без того хилых претензий, ставших похожими больше на образ жизни, чем на реальные требования, в рунете почему-то задаются мало. Хотя у Страны восходящего солнца причин думать в этом ключе в XXI веке появилось более чем достаточно.
И невозможное возможно
Первой и самой невероятной причиной, которая поспособствовала бы отказу Японии от претензий на Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду, можно назвать непоследовательность Синдзо Абэ.
В 2012 году, когда лидер Либерально-демократической партии Японии во второй раз занял кресло премьер-министра страны, ему отводилась не последняя роль в «формировании новой международной архитектуры XXI века». Риторика его предвыборных выступлений позволяла надеяться на то, что Страна восходящего солнца наконец-то займет более независимую позицию по отношению к Соединенным Штатам и более жесткую – к Китаю. Ведь именно это подразумевалось Абэ, когда он произносил слова о необходимости восстановить такую Японию, которой мог бы гордиться каждый родившийся в ней ребенок.
Определенные надежды возлагались также на нормализацию отношений с Россией:
«Я считаю, что отношения с Россией очень важны. Президент Путин переизбран на второй срок, я также стану премьер-министром во второй раз, и мы улучшим японо-российские отношения. Более того, я бы хотел решить территориальную проблему и затем подписать мирный договор».
В силу ли своей нерешительности, в силу ли довлеющих обстоятельств, но подвижек ни на одном из этих направлений (в том числе и касающихся гордости за свою страну) премьер-министром достигнуто не было. Более того, как отмечают японские СМИ, дипломатия Абэ лишь втянула страну в «водоворот напряженности между США и Россией».
Изначально намереваясь сосредоточиться на решении региональных проблем, Абэ не смог удержаться от глобальной авантюры и все-таки влез в украинский конфликт, причем не только косвенно, поддержав навязанную США санкционную войну, но и напрямую – чему непосредственным доказательством является предстоящий визит Петра Порошенко в Токио 5 апреля, которая пройдет под флагом «мирного урегулирования ситуации на Украине и проведения реформ в этой стране».
В свете всего выше сказанного, даже с учетом всей зависимости Японии от США, сегодня ни один эксперт не даст гарантии, что Абэ, на которого все еще давит обещание «сделать Японию страной, которая вновь засияет в центре мира» и необходимость искать возможности для улучшения отношений с Россией, не выкинет что-нибудь «этакое» и не подпишет мирное соглашение на условиях, выгодных РФ.
Однако и говорить о том, что время, проведенное Абэ у руля, никак не отразилось на пути Японии к усилению своего авторитета на международной арене — в корне не верно.
Так, 29 марта в силу вступил закон о расширении полномочий сил обороны Японии, согласно которому они получили возможность принимать участие в боях для защиты «дружественных стран» даже в том случае, если самой Японии ничего не угрожает. Реакция большинства средств массовой информации на документ лежит на поверхности и сводится к тому, что связи Японии и США отныне стали крепче, чем шотландский виски двадцатилетней выдержки.
Однако, как водится, у всякого решения есть свои подводные камни. Япония на международной арене все же не одиночка, поэтому возможная широта трактовки понятия «дружественные страны» оставляет перед ней немало места для маневра.
История уже знает примеры, когда миротворческие операции использовались как средство увеличения влияния на международной арене и влекли за собой все отклонение от проамериканской орбиты. Речь идет, конечно, в первую очередь об экс-главном союзнике США «вне НАТО» Австралии. Непосредственным признаком постепенного дрейфа этой страны в сторону от Штатов можно считатьподписание в июне 2015 года после десяти лет переговоров соглашения о свободной торговле с Китаем, после которого даже вхождение Австралии несколькими месяцами позже в состав ТТП уже не выглядит критичным.
Зачем же все-таки Японии этот пресловутый авторитет? Почему бы просто не положиться, как это бывало много раз ранее, на волю США и ни о чем больше не думать?
Главная причина, вынуждающая Японию сотрудничать со Штатами – прежде всего военно-политическая. Даже несмотря на увеличение полномочий сил обороны Японии и активную модернизацию вооружений, Страна восходящего солнца в одиночку практически ничего не может противопоставить возможной угрозе со стороны КНДР и совсем ничего – со стороны Китая.
Недаром темы территориальных споров и ядерной программы КНДР присутствуют в повестке всех встреч, как двухсторонних между представителей Японии и США, так и многосторонних, например, вместе с Южной Кореей (ближайшая намечена на 31 марта).
Самом собой, реальных рычагов воздействия на КНР и КНДР у сторон нет. Эскалация же военного противостояния, например, путем переброски на японские острова истребителей F-35 или размещение радара для контроля над акваторией Восточно-Китайского моря к благополучному разрешению ситуации не приводит. Вот и выходит, что даже 20 баз США на территории Японии, по сути, ни на что не влияют. Естественно, если не учитывать вероятность прямого столкновения – хотя и тут возникают вопросы, ибо о слабости современной американской армии не писал уже только ленивый.
В то же время урегулирование напрямую как территориального вопроса, так и проблемы Северной Кореи, все инструменты давления на которую собраны в руках у КНР (например, около 90% всей внешней торговли КНДР ведется именно с Китаем), сродни политическому самоубийству, сравнимое лишь с погружением порезавшегося человека в аквариум с акулой.
Куда более грамотным выглядит попытка решить споры полюбовно с помощью посредника, на роль которого выгодно напрашивается Россия. Но при этом за любую помощь нужно платить свою цену. Отказ от претензий на острова в данном случае – приемлемый ценник.
Из области абстрактного в область реального
Но есть и более прозаичные причины, толкающие Японию на поиск компромиссов с Россией без оглядки на США.
Чуть более пяти лет назад Стране восходящего солнца был нанесен настоящий, близкий к смертельному удар – 11 марта 2011 года произошла авария на АЭС «Фукусима-1». Оставляя за скобками последствия вызвавшего ЧП землетрясения, в качестве главного его потрясения можно назвать жесточайший энергетический кризис, на грани которого повисла сегодня Япония. Дело в том, что общественная реакция заставила власти страны пересмотреть свою политику и законсервировать все (!) действующие в стране ядерные реакторы. Это существенно сказалось на энергобалансе страны.
Вот два показательных графика:
Япония, потребление энергии в которой еще в 2010 году находилось на уровне исторических максимумов, уже в марте 2011 года вынуждена была глушить реакторы, наращивать импорт СПГ и сокращать энергопотребление до уровня 1990 года.
Все попытки японского руководства найти достойную замену ядерной энергетике в виде развития в стране ВИЭ закончились ничем: все «заместители» оказывались банально дороже – на уровне верхних границ нормативной стоимости различных видов электроэнергии.
Неудивительно, что уже в 2014 году в Японии все громче стали раздаваться голоса в пользу частичного воскрешения атомной отрасли. Но и это оказалось не так просто. Учитывая различные технические проблемы, связанные с недостаточной безопасностью или высокими затратами, всего 43 реактора в Японии из первоначальных 54 имеют потенциал для запуска.
Однако проблемы не заканчиваются и на этом: львиная доля из этих 43 реакторов близка к достижению предельного срока службы, массовая их остановка ожидается уже примерно к 2025 году. А новых реакторов нет и пока не ожидается.
Туманны перспективы Японии также и в вопросе наращивания импорта других видов энергоресурсов. Главный поставщик сжиженного природного газа в Страну восходящего солнца, Австралия, хоть и продолжает увеличивать производство, но из-за низких цен на рынке делает это уже менее охотно. Постепенно также ослабевают японские связи с Россией, все большую долю в энергопроектах которой занимает Китай.
Но в то же время Россия совсем не прочь помочь своему дальневосточному соседу. Изначально доля в «Ямал СПГ», проданная китайскому фонду «Шелкового пути» «Новатэком», предлагалась именно японцам. Более того, глава «Роснефти» Игорь Сечин в ноябре прошлого года даже высказывалготовность обеспечить удовлетворение всех потребностей Японии в сжиженном природном газе исключительно за счет сырьевых ресурсов России.
В то же время налаживается взаимодействие Страны восходящего солнца с «Росатомом». Корпорация неоднократно предлагала свои услуги по выводу из эксплуатации японских атомных блоков. В 2014 году правительство Японии выбрало российские предприятия в качестве партнеров для реализации демонстрационного проекта по очистке радиоактивной воды на АЭС «Фукусима-1». Установка должнабыть построена к 31 марта 2016 года. Одновременно с этим Россия может оказать полное содействие восстановление практически разрушенной японской атомной энергетики.
Не остается в стороне и сама Япония. В конце марта этого года появилась новость, что, несмотря на санкции против России, японские банки выделяют $900 млн проекту «Сахалин-1» — то есть делают то, на что пока не решается China Development Bank. Это еще один дополнительный бонус Стране восходящего солнца, которая сегодня всерьез опасается сближения РФ и КНР.
Однако каким бы взаимовыгодным ни было это сотрудничество, рано или поздно стороны придут к тому, что большие уступки станут необходимы. И поскольку в данной ситуации Япония выглядит ведомой, а на поддержку Штатов в вопросе энергетики можно даже не надеяться, вполне логичным будет ее отказ от «ритуальных» претензий на Курильские острова.
Проблема проблемой погоняет
Каковы бы ни были реальные проблемы Японии, способные заставить ее руководство изменить точку зрения на территориальный спор, главная и самая сложная, как водится, заключена в головах людей.
Проблема Курил стала очень удобным поводом для японских политиков одновременно получать «плюшки» как от США, так и на внутриполитической арене. Совершенно не случайно, что территориальный спор, находящийся фактически в тлеющем состоянии с 1956 года, вновь активизировался в середине первого десятилетия XXI века.
Причем толчком к этому стали действия Европейского парламента, который выпустил в июле 2005 года официальное заявление с требованием вернуть четыре острова Японии.
Именно заинтересованность Запада сегодня является камнем преткновения на пути заключения мирного договора между Россией и Японией на взаимовыгодных условиях.
Однако, как показывает время, этот фактор на фоне уменьшения влияния США на мировой арене все более игнорируется. И наступит день, когда он уже не будет иметь никакого значения.
Источник
Делитесь публикацией в социальных сетях. Оставляйте свои комментарии. Нам важно Ваше мнение
Просмотров:67 comments powered by HyperComments