В последнее время европейские страны все чаще начинают говорить о смягчении и отмене санкций в отношении России. Более того, Италия и Венгрия уже начали открытый демарш против единой политики Евросоюза и активно ищут пути для восстановления экономических отношений с Россией. И даже госсекретарь Керри во время визита в Москву заговорил о восстановлении сотрудничества и ослаблении ограничений.
Причиной такой активизации по данному вопросу является то, что влияние санкций все больше и больше ощущается на экономике Европы, а главы крупнейших компаний в открытую говорят о необходимости полного снятия ограничений с России. А поскольку недовольство компаний политикой государства может легко превратиться в отсутствие финансовой поддержки многих европейских политиков на выборах, то и в политических кругах начинает все чаще начинают звучать заявления о необходимости если уж не отмены, то смягчения условий экономических взаимоотношений с Россией.
Кому за рубежом выгодно и невыгодно снятие санкций?
В вопросе санкций, введенных против России, ярко выделяется два центра принятия решений – США и Европейский Союз.
И если с США все более-менее понятно – на них ограничения в отношении России не повлияли из-за малых объемов товарооборота между странами, то с Европой ситуация гораздо сложнее и интереснее.
В Европейском Союзе, несмотря на кажущуюся монолитность, существует несколько центров принятия решений и налицо большая разница между странами в уровне экономического развития.
Для наиболее экономически развитых европейских стран – Германии и Франции в большей степени и Италии с Испанией в меньшей – санкции невыгодны. Да, политическое руководство ФРГ и Франции без сомнений поддержало введение санкций – но экономические последствия такого решения оказались слишком большими.
Дело в том, что Россия для Германии, Франции и Италии является одним из крупнейших торговых партнеров, причем экспорт в Россию этих стран состоит из высокотехнологичной продукции и технологий по причине наличия огромного спроса со стороны российских властей и бизнеса. Наличие такого спроса объясняется тем, что после развала Советского Союза, экономика которого включала в себя производство товаров группы А, то есть производство средств производства для собственных нужд – с одной стороны, отстали, а после и вовсе проиграли конкурентную борьбу и исчезли предприятия, занимавшиеся производством станков и сложного оборудования. С другой стороны — в результате начавшейся в 90-е гиперинфляции фактически «сгорели» деньги, предназначавшиеся для обновления основных фондов. В итоге у российской промышленности возник огромный спрос на зарубежные, в первую очередь европейские, современное оборудование и технологии.
Кстати, именно отсутствие возможности закупать технологии и стало единственным реальным минусом санкций. Единственным, но очень большим.
И с этой точки зрения очень интересно рассмотреть ситуацию, в которой оказались крупные европейские компании. Американские корпорации, производящие технологически сложную продукцию, помимо доходов от экспорта, всегда могут продавать свою продукцию на внутреннем рынке, который воистину огромен. У европейских же компаний такого большого внутреннего рынка нет – потому что Восточная Европа, которая в ЕС находится на положении рынка сбыта для стран Западной Европы, не может сравниться с Россией в объемах потребления высокотехнологичных товаров и технологий. Да и внутренний рынок Германии и Франции в разы меньше американского.
Последствия для российской экономики
Каких-то новых глобальных преимуществ у российской экономики после введения санкций не появилось. Однако крупным плюсом здесь является то, что ряд стратегических отраслей немедленно получили государственную поддержку, которую ждали уже очень долго. Санкции стали неким импульсом для правительства начать уже хоть что-то делать в области экономики. Вообще, у нас сложилась интересная ситуация – с одной стороны, правительство достаточно жестко пытается контролировать осуществлять контроль ряда экономических процессов в стране, при этом практически в экономику не вмешиваясь. То есть, сохраняется либеральный подход к экономике – государство практически не занимается развитием экономики, пытаясь выступать эдаким «ночным сторожем». Примером может являться контроль над сбором налогов и призывы к оказанию помощи бизнесу, одновременно с удерживанием гигантской ставки ЦБ, не позволяющей предпринимателям привлекать средства на развитие бизнеса.
Сегодня, в условиях кризиса и жесткой международной экономической конкуренции, государству необходимо регулировать и поддерживать множество областей в экономике. Та же аграрная промышленность нуждается в постоянной поддержке государства в достаточно больших объемах – просто потому, что сельское хозяйство само по себе малоприбыльно, а у нас к тому же сказывается влияние советской модели хозяйствования, от которой наши аграрии только-только пришли в себя. Даже малому и среднему бизнесу необходима поддержка и помощь государства по той простой причине, что сегодня именно эти области экономики создают обширный средний класс, который приносит львиную долю доходов государству в виде налогов.
Но при этом, когда стало понятно, что требуется быстрое и решительное вмешательство государства, вскрылась ситуация, что опыта и знаний, мягко говоря, у чиновников маловато.
Наиболее показательна ситуация с решением об увеличении налоговой нагрузки на заработную плату работников. Сейчас с каждого «белого» рубля зарплаты наниматель платит 53 копейки разнообразных налогов. Подобный опыт увеличения налоговой нагрузки в 70-е годы XX века привел к деиндустриализации США, и американская экономика еще не до конца оправилась от этого решения – посмотреть хотя бы на состояние современного Детройта, бывшего раньше центром автомобилестроения в США, а сейчас полностью утратившего былое величие.
В России сегодня платить 53 копейки с каждого рубля зарплаты может только крупный бизнес — среднему и уж тем более малому такие объемы не по силам, и поэтому вполне логичным следующим шагом является уход предприятий в теневой сектор. При этом, если закручивать гайки с точки зрения уголовного или административного преследования, то бизнес просто будет закрываться, и в конечном счете мы получим не увеличение, а падение налоговых поступлений.
И что дальше?
Сейчас в плане санкций сложилась непростая экономическая ситуация, причем крупным компаниям в Европе, судя по всему, удалось повлиять на решения собственных правительств. Для России же главной задачей после снятия санкций будет продолжать развивать собственную экономику и не отказываться от антикризисных мер. Суровые конкурентные условия мировой экономики после снятия санкций никуда не денутся, и для увеличения веса на международной арене нам нужно продолжать наращивать экономические мускулы. Правительству давно пора понять, что нужно поддерживать малый и средний бизнес, нужно вводить протекционистские меры защиты для собственной промышленности, а не пытаться ухудшить положение производителей бездумными и откровенно вредительскими мерами.
Источник
Делитесь публикацией в социальных сетях. Оставляйте свои комментарии. Нам важно Ваше мнение
Просмотров:48 comments powered by HyperComments