Главной финансовой новостью прошедшей недели среди сырьевых компаний стало закрытие сделки по продаже российским независимым производителем природного газа компанией «Новатэк» 9,9% акций проекта «Ямал СПГ» фонду «Шелкового пути» (SRF) за 1,1 млрд евро. Cостав акционеров теперь выглядит следующим образом: «Новатэк» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и SRF (9,9%).
Информация о сделке, по сути, ни для кого не ставшая сюрпризом, поскольку принципиальное одобрение правительства на вхождение в проект SRFбыло получено еще в начале 2016 года, достаточно широко освещалась СМИ, причем далеко за рамками представителей российско-китайского междусобойчика.
Соответствующий фон завершению сделки помогали формировать своевременно появляющиеся «околоновости» о первом танкере для «Ямал СПГ» от «Совкомфлота»; о закантрактованности 96% СПГ; обуспешном поиске кредиторов или о гарантируемой окупаемости проекта.
Как говорится, дыма без огня не бывает: поднятый вокруг российского (или правильнее российско-китайско-французского проекта) шум был призван показать оппонентам, что инициативу на стратегический период они попросту прошляпили. И тому есть несколько причин.
Инновациям – дорога в жизнь
«Ямал СПГ» является одним из ряда российских проектов (таких как уже работающий «Сахалин-2» и находящиеся в разработке «Арктик СПГ», «Владивосток СПГ» и «Балтийский СПГ»), направленных на добычу и последующее сжижение природного газа.
Активная фаза строительства инфраструктуры и перерабатывающего завода началась в 2010 году, а уже к 2017 году ожидается пуск первой очереди. Доказанные и возможные запасы месторождения составляет 926 млрд куб. м. газа. Проект предусматривает производство 16,5 млрд тонн сжиженного газа после запуска третьей очереди в очереди в 2019 году, который будет поставляться как на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в Европу.
По своим возможностям «Ямал СПГ» превосходит мощности большинства построенных или еще строящихся проектов Австралии, которой уже сегодня пророчат роль крупнейшего экспортера СПГ будущего.
При этом у проекта «Новатэка» специалисты сегодня выделяют целый ряд конкурентных преимуществ, из которых самое главное – низкая себестоимость добычи и сжижения газа за счет экономии удельной энергии в условиях низких среднегодовых температур Арктики. Кроме того, отмечается, чтотранспортная инфраструктура, которая создается на полуострове Ямал, имеет большой потенциал для дальнейшего расширения СПГ проектов, сообщают в администрации ЯНАО.
Несмотря на все это, еще до недавнего времени судьба «Ямал СПГ», грубо говоря, была окутана туманом: «Новатэк» испытывал серьезные проблемы в процессе поиска необходимых для реализации проекта 27 млрд долларов.
Однако постепенно проблему все же удается решать.
«На сегодняшний день профинансировано акционерами уже порядка 13 млрд долларов, — заявил глава компании Леонид Михельсон. — 2,4 млрд долларов мы получили двумя траншами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Общий объем финансирования — больше 15 млрд долларов».
Судя по последним сообщениям СМИ, в компании подходящее решение уже нашли, а значит, период безуспешных попыток найти необходимое финансирование длинной более чем в два года подходит к концу. Скорее всего, речь идет о привлечении кредитов на сумму около 3,6 млрд евро от «Сбербанка» и «Газпромбанка», но не забывают в компании также о возможности получения крупного кредита от China Development Bank.
Полученных после всех операций средств хватит как минимум на обеспечение строительства до конца года. Поэтому с большой долей вероятности первая ветка проекта все же будет запущена в 2017 году, а это значит, что, обогнав по срокам ввода «Владивосток СПГ», «Ямал СПГ» станет вторым российским проектом по производству сжиженного природного газа.
Россия и Китай строят общее будущее
В свете возможной крупной сделки между «Новатэком» и China Development Bank стоит отметить, что без китайского участия «Ямал СПГ» вряд ли был бы реализован в тех масштабах, в которых он планируется сегодня.
Китайские компании и прежде уже кредитовали проект: в декабре прошлого года новоиспеченный акционер фонд «Шелкового пути» предоставил «Новатэку» заем в размере 730 млн долларов на 15 лет. Немаловажен также заключенный в 2013 году долгосрочный контракт с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) на поставку 3 млн тонн СПГ в год.
Существенно осложнили взаимодействие в рамках проекта введенные против «Новатэка» санкции (они называются главной причиной того, что китайские банки медлят с выделением средств). Но с учетом того, что потребность Китая в газе как в более экологически безопасном источнике будет только расти, можно с определенной долей уверенности сказать, что дополнительное заключение российско-китайских контрактов на поставку СПГ и углубление финансового сотрудничества между странамивполне вероятно.
Все это является свидетельством того, что анонсированный Путиным поворот на Восток, вопреки активно распространяющемуся в последнее время мнению, хоть медленно и со скрипом, но идет. И завершение сделки о покупке 9,9% акций «Ямал СПГ» китайским фондом «Шелкового пути» у «Новатэка» лишнее тому подтверждение.
«Шелковый» поворот
Более того, вхождение в проект SRF разбивает в пух и прах байку о «Шелковом пути в обход России», распространявшуюся в начале 2016 года преимущественно украинской стороной. На деле же оказалось, что сторонники такой точки зрения ориентируются в реальности не многим лучше, чем машинист украинского поезда, отправленного по «Шелковому пути», минуя Россию, ориентируется в Казахстане.
Если изначально входящая в «Ямал СПГ» CNPC напрямую заинтересована в развитии проекта и непосредственных поставках сжиженного газа в Китай, то SRF вкладывается в него уже для получения дополнительных дивидендов. Фонд «Шелкового пути», в соответствии с его изначальной задумкой, занимается крупными вложениями в инфраструктурные проекты в странах вдоль «Нового шелкового пути»и «Морского шелкового пути» с целью содействия сбыту китайской продукции.
Инфраструктура «Ямал СПГ», помимо ресурсной базы и завода СПГ, предполагает строительство международного аэропорта, многофункционального порта Сабетта, проектировку и строительство специальных танкеров усиленного ледового класса «Arc7», позволяющих осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета — в восточном направлении по Северному морскому пути. Все это имеет непосредственное отношение к реализации китайского, а после сопряжения с ЕАЭС – китайско-российского геополитического проекта, за бортом которого Россия не может остаться уже не при каких условиях.
Сладкая вишенка на торте в виде газового узла на шее Запада
Мировые запасы энергоресурсов планеты постепенно истощаются. Многие исследователи отмечают, что мировой пик добычи угля и нефти (по крайней мере, легко извлекаемой) либо уже пройден, либо будет пройден с года на год. К примеру, исследователи Energy Watch Group прогнозируют достижение максимума примерно в 2020 году:
Однако сложности в этом направлении наблюдаются уже сегодня. Добыча нефти и угля постепенно становится нерентабельной по ряду причин, главная из которых – низкая энергоэффективность: большая часть трудноизвлекаемой нефти (а сегодня ее доля в мировых запасах уже превышает 60%) и спрятанного глубоко под землей угля просто не оправдывает те энергозатраты, которые необходимы для их получения.
Между тем потребности в энергии продолжают расти: прогноз BP свидетельствует, что в ближайшие 20 лет они увеличатся на 34%. При этом наиболее динамично будет расти спрос на природный газ, который займет в скором будущем подавляющую долю в энергобалансе.
Пока же газовая отрасль на фоне замедления темпов роста азиатских экономик испытывает не самые лучшие времена, цена на тот же СПГ сегодня находится на уровне чуть выше исторических минимумов:
Во многом по этой причине некоторые эксперты начали откладывать проекты по добыче СПГ в долгий ящик, отдавая преимущество развитию обходных путей по морю и по суше. Однако такая тактика имеет все шансы на то, чтобы оказаться губительной.
Во-первых, строительство завода по сжижению природного газа и освоение месторождения по срокам сравнимо со строительством и вводом в эксплуатацию АЭС и занимает от 5 до 10 лет в среднем. Выходит, на полной мощности любой проект, начатый в 2016 году, сможет достичь уже после гипотетического пика.
Во-вторых, экологическая ситуация в мире свидетельствует, что энергия, получаемая с помощью угля, все активнее будет замещаться энергией, извлекаемой из газа. Данный процесс наиболее активно сегодня виден на примере экономик АТР. Растущую же потребность региона в «голубом топливе» в силу географических особенностей можно удовлетворить только с помощью СПГ.
В-третьих, достаточно неприятное «газовое будущее» ждет Европу из-за наметившихся проблем главных у главных производителей «голубого топлива» в ЕС – Нидерландов и Норвегии: первые, похоже, уже исчерпали все имеющиеся запасы, а вторые вплотную подошли к своему пику. Помимо стран Старого Света в ближайшем будущем недостаток энергоресурсов ожидает Японию, США и даже Австралию, удаленность которых от основных экспортеров газа свидетельствует, что покрыть потребность в «голубом топливе» они смогут также только с помощью СПГ.
С учетом всего этого, «Ямал СПГ», как и в целом развитие Россией отрасли, становится крайне своевременным даже несмотря на то, что он не сулит огромной сиюминутной прибыли.Законтрактованность первых поставок это только подтверждает.
Для России «Ямал СПГ» является по-настоящему стратегическим проектом. Он позволит нашей стране удерживать статус энергетической сверхдержавы, на который в последнее время начали активно покушаться те же Соединенные Штаты, развивать инновационные технологии и инфраструктуру, а также будет обеспечивать участие нашей страны в геополитически важных и перспективных проектах, попутно опровергая изъезженные мифы всех популистов и пессимистов.
Бонус России заключается в том, что она в своих действиях руководствуется не стремлением наживы, но стратегическими интересами. Это и помогло ей в очередной раз переиграть оппонентов, постепенно затягивая узел от газовой петли на шее Запада.
Источник…
Делитесь публикацией в социальных сетях. Оставляйте свои комментарии. Нам важно Ваше мнение
comments powered by HyperComments